5 самых популярных видов швов при работе с фетром

Содержание

Как шить фетр своими руками? Этот материал завоевал сердца рукодельниц всего мира, а изделия из него способны принести тепло и уют в каждый дом!

Мы расскажем Вам о разновидностях этого материала, о том, как шить фетр своими руками и как ухаживать за готовыми работами из фетра.

Разновидности фетра

Что же такое фетр, и какой фетр доступен в магазинах? Фетр получается после того, как волокна под воздействием горячего пара спрессовываются в плотную массу. Затем её разрезают на листы необходимого размера или скатывают в рулоны. Похожим способом изготавливают и войлок, однако для фетра берут самые тонкие волокна или пух.

Что обеспечило такую популярность фетра? В первую очередь, легкость обработки: фетр очень просто пришить или приклеить, а его края не осыпаются. Этот материал одинаково выглядит с изнаночной и лицевой стороны, а также выпускается в широкой цветовой гамме. Фетр производится не только из натуральной шерсти. Он может быть сделан из синтетических, искусственных или смешанных волокон.

  • Шерстяной фетр мягкий и легко меняет форму, он отлично подойдет для украшений, отделки предметов интерьера и различных аксессуаров. Но шерсть после стирки может дать усадку и её края со временем лохматятся, кроме того цветовая палитра фетра из натуральной шерсти ограничена.
  • Фетр из вискозы также довольно мягкий, он слегка шелковистый и гладкий. Он хорошо подойдёт для игрушек и украшений, поскольку имеет хорошую прочность и держит форму. Однако он может садиться при неправильном уходе.
  • Фетр смешанного состава содержит до 60% шерсти, а остальные волокна могут быть из акрила или вискозы. Он тоже мягкий, а следовательно плохо держит форму. У него гладкая красивая поверхность и это хороший выбор для пошива мягких игрушек и небольших поделок.
  • Фетр из акрила слегка блестит и скользит, он чувствителен к большой температуре и может лохматиться. Но акриловый фетр хорошо чистится, не линяет и не садится, хорошо держит форму. Из него можно шить игрушки, аксессуары, а также использовать для аппликаций.
  • Фетр из полиэстровых волокон обладает наибольшей износостойкостью и прочностью, он не линяет, а также отлично держит форму. Используйте такой фетр для вещей, которые должны выдерживать постоянные нагрузки (кошельки, настольные игры, кукольный театр и т. д.)

В магазине Вы можете купить фетр различной толщины, начиная от 1 мм. Из тонкого фетра удобно вырезать мелкие детали для аппликаций и шить небольшие игрушки (например, ёлочные украшения). Толстый фетр (4—5 мм) хорошо держит форму, он отлично подойдёт как основа для листов развивающей книжки, декоративного панно или сумки.

Что сшить из фетра?

Чаще всего фетр используют для пошива игрушек и аксессуаров. Мягкие детские игрушки, новогодние подвески, развивающие книжки, интерьерные украшения обязательно понравятся детям! Женщины оценят украшения из фетра, которые могут быть выполнены в различной стилистике. Сумки и чехлы для современной техники, обложки для книг и блокнотов станут отличным подарком для всех, кто ценит индивидуальность и ручную работу.

Полноценную одежду редко шьют из фетра, разве что жилеты или детские сарафаны могут быть выполнены из мягкого фетра. Чаще всего в одежде применяют пришивную аппликацию из фетра.

Пошив из фетра

Как шить фетр своими руками? Это один из самых простых материалов для шитья. Вы можете сшивать фетр даже простым намёточным стежком, а некоторые детали даже приклеить!

Используйте для шитья обычные полиэстровые нитки, а для вышивки возьмите качественное мулине в два или больше сложений. Для ручных швов Вам понадобится тонкая игла с острым кончиком. Для работы на швейной машине возьмите иголку для плотных тканей.

Обмёточный шов «через край» («петельный») не только соединяет детали, но и украшает изделие из фетра. Следите, чтобы расстояние между стежками было одинаковым, особенно если работаете контрастными нитками.

Края фетра можно обрезать фигурными ножницами, а отверстия разных размеров выполнить с помощью пробойников, которые используют для установки люверсов.

Если Вам понадобится приклеить фетровую деталь, наносите его очень аккуратно. Не дайте клею пропитать фетр полностью, иначе на лицевой поверхности могут появиться пятна. Если изделие из фетра не будет стираться, чтобы приклеить небольшие фрагменты можно использовать двусторонний скотч.

Для наполнения мягких игрушек или других изделий из фетра лучше всего использовать холлофайбер, синтепон, синтепух или полиэтиленовый гранулят.

Уход

Вещи из фетра можно почистить мягкой щеткой, а, например, наволочки или большие панно пропылесосить.

Локальные загрязнения (например, на краях) можно очистить влажной губкой с небольшим количеством моющего средства для ковров.

Если Вы хотите постирать изделие из фетра, используйте тёплую (не выше 40 градусов) воду, деликатный жидкое моющее средство и ручную стирку. Изделие нельзя выжимать и скручивать. Дайте стечь воде, промокните полотенцем и разложите на ровной поверхности.

Инструмент для работы с фетром

Прежде чем клеить фетр, необходимо подготовить инструменты. В арсенале рукоделия должны быть разные виды ножниц:

  1. Канцелярские, которые имеют прямые лезвия.
  2. Маленькие с прямыми кончиками.
  3. Пробойник для создания круглых отверстий.
  4. Раскройные ножницы.

Это основные инструменты, которые должны быть у любого мастера.

Помимо разных ножниц нужно подготовить и другие приспособления для проведения работ.

К ним относятся:

  1. Клеевой пистолет.
  2. Карандаш, иголки.
  3. Набор ниток.

Заранее подготовить требуемые для декорирования элементы.

Приклеивание с помощью термоклеевого пистолета

Универсальным инструментом для соединения фетра является клеевой пистолет. Его часто используют профессионалы, осваивают новички.

Существует несколько особенностей работы с подобным инструментом:

  • Выполнять работы как можно быстрее, так как после нанесения разогретого клея он быстро застывает.
  • Во время выбора пистолета обращать отдельное внимание на допустимый диаметр клеевого стержня. Он может быть 10 или 7 мм.
  • Выбирать длину стержней зависимо от того, насколько длинный шов нужно сделать.
  • При выборе необходимо покупать пистолет, который может разогреваться до 500 градусов по Цельсию. Однако, стоит такой инструмент недешево.

Отдельное внимание необходимо уделить наличию спускового крючка для удобства работы. У дешевых пистолетов его нет, что является серьезным недостатком.

Выбирая клеевые стержни, важно чтобы их температура плавления не превышала максимальный температурный режим работы инструмента.

Швы для сшивания фетровых игрушек вручную

Если необходимо сшить вместе небольшие детали, наложенные друг на друга, используют шов «вперед иголку».

Фото 1. Пример выкройки различных поделок, которые можно смастерить вручную дома из фетра.

Для имитации машинной строчки можно использовать шов «назад иголку».

При необходимости присборить элемент (например, чашечку цветка), применяют сборочный шов. Он выполняется так же, как и шов «вперед иголку», но отличается более сильным натяжением нити.

Для сшивания двух деталей используют такие швы, как «через край» и петельный. Последний придает изделию декоративный вид.

Шьем куклу из фетра своими руками

Материалы:

  • фетр разных цветов;
  • ножницы;
  • нитки в тон ткани;
  • короткая и длинная иглы;
  • акварельные карандаши;
  • шерстяные толстые нити;
  • бумага;
  • нейлоновые нити;
  • красивые пуговицы;
  • белая акриловая краска;
  • кисти;
  • наждачная бумага;
  • синтепон.

Выбор дизайна и построение выкройки

Дизайн для куклы из фетра можно выбрать любой. Игрушка может быть плоской, без наполнителя. В этом случае используется более плотный и твердый фетр. А также можно сшить объемную куколку. Причем от степени наполненности набивным материалом будет зависеть и общий дизайн фетровой красавицы. При желании в игрушку набивают плотно, и тогда она имеет более округлые формы.

При построении выкройки можно использовать готовые модели из интернета или журналов по шитью. Или построить свою выкройку, взяв за основу уже имеющиеся. В этом случае необходимо прорисовать парные детали лицевой и затылочной частей головы, руки, ноги, туловище.

Перенос и раскрой

Закрепляем все детали выкройки на фетре булавками. При раскрое парных — можно складывать ткань пополам. Так нужное количество деталей получится быстрее. Во время переноса выкройки на фетр оставляем припуски на швы 0,5 1 см. Осталось вырезать полученные детали

Внимание! В тех местах, где деталь имеет выпуклую форму, делаем надсечки на припусках до контура самой детали. В местах, где предусмотрены вытачки, контур припусков чертим без них. Вытачки прорисовываем только на контуре самой детали.

Как сшить детали, выворачивание, набивка

Все детали сшиваем с изнаночной стороны. Сначала сшиваем вместе две половинки лица, затем затылочные части. Затем складываем лицо и затылок. При этом необходимо совместить швы. Прошиваем по кругу, оставляя отверстие в шейном отделе. По очереди сшиваем детали рук, ног и туловища. Все выворачиваем на лицевую сторону. Детали нужно набить плотно и зашить потайным швом отверстия, кроме отверстия в головке.

Фото 2. Простая и красивая куколка из фетра небольшого размера, которая отлично украсит интерьер.

Утяжка головы для создания лица

Для придания лицу куколки большей реалистичности необходимо сделать утяжку головы. Точками на лице отмечаем ноздри, внешний и внутренний уголки глаз, рот. Длинную иглу вводим в точку левой ноздри и выводим в точке внутреннего уголка правого глаза. Отступаем 2 мм и вводим иголку обратно. Вводим в той же ноздре. Слегка утягиваем, без фанатизма.

Наперекрест, соединяем правую ноздрю и внутренний уголок левого глаза. Степень утяжки в обоих случаях должна быть одинаковой. Закрепляем нить маленьким узелком. Затем иголку вводим в левый уголок рта и выводим в крайнем уголке правого глаза, т. е. опять соединяем наперекрест. Отступаем 2 мм и вводим иглу обратно, выводим рядом с исходной точкой рта на расстоянии тех же двух мм.

То же самое проделываем симметрично с правым уголком рта и крайним уголком левого глаза. В обоих случаях производим несильную утяжку. Стягиваем также височные части друг с другом, чтобы придать форму голове.

Важно! Чтобы центральный шов был менее заметным, его можно расчесать наждачной бумагой крупной зернистости.

Сборка

Вставляем шею в шейное отверстие в голове и пришиваем. Используем потайной шов. Руки и ноги будем крепить к туловищу на пуговицы видимым способом. Это придаст изделию более домашний вид.

Начинаем с рук. Вводим длинную иглу в плечо со стороны подмышки, выводим наружу на плече. Насаживаем пуговицу, вводим иглу в другое пуговичное отверстие и далее в точку на плече, откуда вышли. Выводим иглу в подмышке. Вводим иглу в туловище в месте крепления руки и выводим в противоположной стороне. Продеваем иглу через вторую руку, затем через пуговицу и возвращаемся. Так прошиваем руки с пуговицами и туловище несколько раз. Узелки делаем подмышками.

Пришивание волос

Прикрепить волосы к фетровой кукле можно методом валяния или просто пришить.

В том случае, если хочется подарить куколке более реалистичные локоны, используем трессы или толстые шерстяные нитки.

От нити отмеряем длину будущего волоса и складываем вдвое, отрезаем. Заготавливаем необходимое количество таких волосиков.

Чем больше, тем пышнее будет прическа. Далее делаем на голове разметку полукруглыми линиями, по которым будут пришиваться волосы. Собираем нитки по 2 3 штуки.

Начинаем пришивать волосы с нижней линии, у основания головы и заканчиваем на лбу.

Вводим иглу в начало первой линии, затем прихватываем пучок посередине два раза. Отступаем по намеченной линии 3 5 мм и повторяем действие со следующим пучком.

Тонирование лица акварельными карандашами

Перед началом работы намечаем все детали лица. Затем делаем общую тонировку. Можно использовать состав из кофе, корицы, ванили и ПВА или нанести акварельные карандаши и растушевать их сухой кистью.

Начинаем с глаз. Наносим по контуру белую краску и немножко тонируем в уголках светло-серым и голубым. Наносим более светлым тоном блик, и белым внутри блика. Растушевываем по мокрому, сушим феном. Рисуем черным зрачок и белый блик от света, на противоположной стороне от наиболее светлого в зрачке.

Важно! Если мы стремимся к достоверности глазок, то зрачок располагается точно по центру. Он составляет одну треть радужной оболочки.

Дорисовываем губки, полусухой кисточкой наносим брови, обрисовываем контур глаза и намечаю веко.

Примеры на фото

Фото 3. Пара несложных и красивых самодельных кукол и одежка для них, изготовленная в домашних условиях.

Фото 4. Необычная поделка из фетра с множеством мелких деталей, которая отлично украсит любое помещение.

Фото 5. Пример подробной выкройки и созданной по ней игрушки из фетра, создать которую под силу каждому.

Что такое флизелины, дублерины, паутинки и для чего они нужны. Разбираемся вместе.

Я, конечно же ответила, но подумала, что очень многие начинающие мастерицы так же точно, как моя приятельница, теряются перед разнообразием клеевых материалов, которые можно купить в реальных и в интернет магазинах.

В итоге, сначала я решила рассказать о дублеринах и флизелинах… Потом вспомнила о паутинках и клеевом синтепоне… Потом — про спанбонд… Потом — про кромки и простые бортовки, и, совсем уж напоследок, про водо- и жаро-растворимые гаджеты.

Итак, я начинаю.

Вступление

Дело в том, что всех видах творчества, где мы работаем с тканью, рекомендуется для улучшения внешнего вида и качества применять клеевые прокладочные материалы или простые прокладочные материалы.

«И зачем мне это нужно?» — вполне резонно задаст вопрос начинающая рукодельница. Для плотности, для жёсткости, для того, чтобы края не растягивались и всегда имели красивый внешний вид.

В верхней одежде это огромное количество всевозможных прокладок и кромок, о наличии которых покупатели даже и не догадываются. В лёгкой — уплотняем самый минимум — воротник, манжеты, борт. В игрушках — где угодно, что угодно и сколько угодно. В пэчворке и квилтинге — специальные материалы, сразу же с удобной разметкой для строчек. В тканевых и кожаных сумках тоже применяются клеевые материалы, а в кожаных ещё и специальные клеевые для кожи…

Фото. Специальный водорастворимый флизелин незаменим при аппликациях.Автор — Oxsi.

Вы не поверите, но и в скрапбукинге тоже возможно применение клеевых материалов. Даже в мыловарении мне приходилось встречать применение водорастворимых флизелинов (не клеевые). Получается, что практически, все виды рукоделия (за исключением, пожалуй, резьбы по дереву, бижутерии и не знаю какие ещё) не обходятся без прокладочных материалов. Клеевых или не клеевых. Неважно.

«Да! Согласна, что всё это очень нужно! Но как же во всём этом разнообразии разобраться? И как выбрать то, что мне нужно?», — вполне резонный второй вопрос начинающей рукодельницы. Соглашусь, что, действительно, разобраться очень сложно. Многие надеются на помощь интернета! Ну, конечно же, во всемирной паутине можно найти ответ на любой вопрос. Знаете, что я вам скажу со всей ответственностью — перед тем, как начать писать эту публикацию я подробнейшим образом прочитала почти всё, что есть в интернете на тему клеевых материалов. И даже у меня голова пошла кругом от бездумных перепостов с совершенно фантастическими советами, типа «намочить дублерин в тазике с водой, подождать пока стечёт и только потом клеить». Это оказывается нужно для того, «чтобы дублерин, как следует дал усадку».

Что уж говорить о начинающих, которые читают всё, что есть в интернете, покупают, а потом оказывается, что это не приклеивается, или эффект получается не тот, на который рассчитывали. Найти действительно грамотные и правильные советы очень сложно, если не разбираешься «что есть что».

В этой публикации я намеренно буду давать самые простые названия материалов, «без артикулов». Потому что несколько раз сталкивалась с разночтениями переводов, разными названиями одного и того же материала. Поэтому, расскажу об особенностях, покажу чем они различаются и как определить эмпирическим способом, то есть «пришёл-пощупал-выбрал-купил» то, что нужно именно вам для вашего шедевра.

Фото. Подушки с вишенками, уплотнены дублерином. Автор — Пеппи Длинныйчулок.

Фото. Специальный флизелин для пэчворка.

Теперь, давайте вместе разбираться «что есть что»…

«Прокладочный материал» — это технологический термин, которым обозначают класс специальных материалов, которые используются в шитье. К прокладочным относятся разнообразные дублерины, флизелины, бортовки, кромки и т.д. Сейчас такие материалы используют уже не только в одежде, но и в других новых видах рукоделия, например, скрапбукинге или квилтинге.

Из названия следует, что прокладочные материалы находятся между слоями нашего изделия — жакета или пальто, блузки или рубашки, в одеяле или ушах тильда-зайца. Обычно прокладочные клеевые материалы ставятся между тканью верха (лицевой) и подкладочной тканью, но бывает и по-другому. Например, для плотности нужно проклеить некоторые детали квилта, или проклеить полочку жакета. Этот прокладочный слой постоянный, то есть остаётся в изделии насовсем. Также, прокладочные материалы могут использоваться в качестве вспомогательных, например, вышиваем на машинке красивый орнамент, потом прополоскали в воде — невесомая красивая вышивка осталась, а прокладочный материал смылся.

Внимание! Для тех, кто может быть не очень понимает о чём речь, но очень хочет разобраться скажу, что все клеевые прокладочные материалы, о которых я говорю в этой публикации приклеиваются к ткани с помощью горячего утюга и влаги (за редчайшим исключением). А то ведь некоторые могут подумать, что это может быть какой-то скотч или ещё что-то в этом роде) Да, есть специальные клеевые материалы по типу скотча, но используются они, как правило, в пошиве кожаной одежды.
Ещё раз Внимание! Все клеевые материалы остаются в изделии насовсем!!! Исключение составляют водо- и жарорастворимые материалы, которые выполняют вспомогательную функцию (что-то похожее на смётывание) То есть — вышили, выстегали, прострочили и удалили материал с помощью влаги или горячего утюга.

Фото. Без прокладочных материалов не получится аккуратная стежка. Автор этого коврика — Лапитоша.

Из чего же делают эти самые прокладочные материалы?

Большинство прокладочных материалов сделаны по принципу бутерброда — основа, на которую нанесён клеевой слой и, непосредственно, сам клеевой слой. Клеевой слой обычно бывает двух видов — сплошной, как плёнка и виде точек, то есть, точечный.

Клеевые прокладочные материалы бывают односторонние — когда клеевой слой нанесён только с одной стороны основы (это относится к прокладочным материалам с основой). И есть ещё группа прокладочных материалов полностью состоящих из клеевого слоя, а точнее клеевых нитей, то есть эти материалы — сплошной клей. О них я тоже расскажу.

Основа, на которую нанесён клеевой слой делятся, в свою очередь на те, которые и есть самая настоящая ткань, то есть тканые (технологический термин) и на те, которые представляют их себя нетканое полотно, то есть нетканые (технологический термин) — это полотна и материалы, которые появились благодаря достижениям научно-технического прогресса и, в частности, химической промышленности.

Вот как раз сочетание основы и клеевого слоя и определяет сферу применения всех клеевых прокладочных материалов и простых прокладочных материалов (без клеевого покрытия). В этой публикации я, конечно же, основное внимание уделю клеевым материалам. Но раз уж я говорю о прокладочных материалах, как о классе, то попутно расскажу и о других прокладочных материалах, не подошедших под общую классификацию.

Итак, начинаю и, в некотором роде, повторяю то, о чём говорила выше.

Часть 1. Клеевые прокладочные материалы на тканой основе (т.е. ткань с клеевым покрытием)

Дублерин

В основе дублерина всегда ткань. Любая, от марлёвки до плотного хлопка, от просто трикотажного полотна (моноэластик) до трикотажа-стрейч. Бывают дублерины с такой приятной «пушистостью» или лёгким ворсом, который придаёт симпатичную пухлость и пышность изделию.

Дублерином материал называется потому, что он дублирован, то есть, на одну из сторон нанесён клеевой слой.

Фото. Дублерин.

Клеевой слой может быть точечный или сплошной. Точечное клеевое покрытие бывает двух видов — в виде маленьких точек (как манная крупа) или небольших плюх (как хорошо разваренная пшёнка). Сплошное клеевое покрытие напоминает на тонкую, немного блестящую, плёнку.

Ширина дублерина зависит от ткани, на которую нанесён клеевой слой, значит от 80 см до150 см. Направление долевой нити обязательно учитываем. Ведь в основе дублерина — ткань.

Чем хорош дублерин? Тем же, чем и хороша ткань — хорошо драпируется, не рвётся и не даёт жёстких сгибов, как флизелин (об этом дальше), более долговечный и прочный, по сравнению с флизелином.

Чем плох дублерин? На мой взгляд только одним — дублерин, как правило, дороже флизелина из-за того, что в основе дублерина ткань.

Свойства дублерина разной плотности и с разным клеевым покрытием

Давайте сравнивать и разбираться. Приведу лишь несколько примеров, диаметрально противоположных, чтобы был понятен принцип и логика. Представьте: очень плотный хлопок с плёночным клеевым покрытием, он не будет сгибаться и будет хорошо держать форму. На ощупь такой дублерин напоминает тонкий пластик, значит, если мы приклеим такой дублерин, то ткань станет похожа на фанЭру.

Фото. Дублерин разной плотности. Самый первый образец — дублерин на марле. Два средних образца — это воротничковый дублерин.

Пример: такого типа дублерины ставят на воротнички мужских рубашек. И часто его так и называют — воротничковый.

На фото мы видим два образца такого дублерина. Он такой жесткий, что не хочет сгибаться сам, и его пришлось прикалывать булавкой. Рядом, для сравнения тончайшая марлёвка с точечным клеевым покрытием (первый образец), она легко сгибается под собственной тяжестью. Такая подойдет при пошиве блузки из хлопка.

И ещё один пример: моноэластик с точечным клеевым покрытием. Конечно же, такой прокладочный материал мы применим для проклеивания деталей при шитье из трикотажа-стрейч.

Фото. Дублерин-моноэластик в свободном и растянутом состоянии.

Поэтому, вывод — прежде чем, покупать клеевой прокладочный материал подумайте, для какой ткани, для какой плотности и, вообще, какого внешнего вида готовой вещи вы хотите добиться. Пощупайте, подумайте и только тогда покупайте.

Для полноты картины стОит упомянуть о клеевой бортовке. Это не дублерин, это именно клеевая бортовка — узкоспециальный прокладочный материал, который применяют при шитье мужских пиджаков и другой мужской одежды. Думаю, что клеевую бортовку можно применять для уплотнения деталей сумок, рюкзаков и т.д. Также, существуют и неклеевые бортовки.

Часть 2. Клеевые прокладочные материалы на нетканой основе (т.е. нетканое полотно с клеевым покрытием)

Самые основные представители нетканых прокладочных материалов — флизелин и спанбонд. По большому счёту они родственники. И очень близкие — оба этих материала имеют нетканую природу, то есть это не ткань.

Флизелины бывают клеевые и неклеевые. Спанбонд тоже бывает клеевой и неклеевой.

Флизелин

Из википедии: «Флизели́н (нем. Vlieseline) — название класса бумагоподобных нетканых прокладочных материалов на основе целлюлозных волокон с возможным добавлением волокон полиэстера». Флизелины, так же как и дублерины, бывают разной плотности и толщины — от тончайших, практически невесомых, до очень и очень плотных, по плотности, схожих с тонким картоном. Клеевое покрытие у флизелинов также бывает точечным или сплошным.

Фото. Флизелин.

Ширина флизелина зависит от технологического оборудования, на котором он делается. Как правило, она бывает 80-90-100 см.

Считается, что раз он не ткань, то кроить флизелин можно как хочешь — вдоль, поперёк, наискосок. Да, можно, но лучше всё-таки кроить «по долевой», так как в поперечном направлении он всё же слегка растягивается.

Чем хорош флизелин? Флизелин дешевле дублерина, на мой взгляд — это самый главный плюс. Флизелин намного легче дублерина, и это тоже немаловажный плюс.

Отдельно следует сказать офлизелигах для пэчворка и квилтинга с нанесённой разметкой. Многие думают: «Вот этот-то, специальный, значительно дороже аналогичных, не специальных.» Хотя, и это моё личное мнение, разница только в нанесённой разметке и масштабной рекламной кампании. Если у кого-то есть другое мнение — с удовольствием его выслушаю.

Чем плох флизелин? На мой взгляд, минусов тоже достаточно. Тонкий флизелин хлипкий и легко рвётся (совсем как бумага), очень плотный — жёсткий, как фанера. И, вообще, флизелин, так же как его отдалённый родственник бумага, легко ломается при перегибах, при вывёртывании деталей образуются сгибы и рёбра, как на скомканной бумаге.

Ещё один минус флизелина — если флизелиновый слой не прикрыт подкладкой, то в процессе носки и стирок он может распушиться, разлохматиться. Ну, это опять же моё, исключительно субъективное мнение. С удовольствием послушаю мнение приверженцев флизелина.

Свойства флизелина разной плотности и с разным клеевым покрытием.

Флизелин подбираем по тем же правилам, что и дублерин. Берем плотный флизелин со сплошным покрытием — получаем фанерную ткань. Используем тонкий флизелин с точечным — получаем тонкую и прочную ткань нашего изделия.

Флизелин для кожи. Если вы покупаете флизелин для кожаных изделий, внимательно читайте маркировку. На ней должна быть надпись — «для кожи».

Совет: в любом случае перед покупкой (если есть такая возможность) проведите тест-драйв флизелину — приклейте кусочек, посмотрите, как выглядит ваш материал, какая дополнительная плотность появилась и лишь после тестирования покупайте.

Флизелин нитепрошивной

Флизелин нитепрошивной, это тоже самый флизелин, который для прочности простегали на машинке (отсюда и название). Думаю, что такая технология применяется для бОльшей прочности (ведь флизелин нередко иногда рвётся и даёт сгибы, совсем как бумага) и для большей драпируемости. Такой флизелин по свойствам близок дублерину (хорошо драпируется, не переламывается на сгибах), а по стоимости ближе к флизелину.

Фото. Нитепрошивной флизелин.

Клеевой слой у такого флизелина также бывает точечный или сплошной. Ширина нитепрошивного флизелина, так же зависит от технологического оборудования 80-90-100 см.

Совет. Вообще то, если у вас нет под рукой дублерина, то его может заменить флизелин. И, наоборот. В большинстве случаев эти материалы взаимозаменяемы.

Флизелиновая кромка

Также бывает нитепрошивная и простая флизелиновая, клеевая и неклеевая. И по технологии и по внешнему виду простой флизелин и кромка — это одно и то же. Только кромка, как понятно из названия, узкая и применяется для укрепления тех деталей одежды, которые подвергаются в процессе эксплуатации большим нагрузкам — края борта, низа, верх у текстильных сумок и много где ещё.

Нитепрошивная кромка — это флизелиновая полоса, шириной, как правило, от 1 до 4 см, простроченная для дополнительной эластичности и прочности. Также бывают нитепрошивные кромки с сутажным шнуром вдоль всей кромки — для еще бОльшей прочности. Бывают просто флизелиновые кромки — с усилением строчкой или сутажом или без него. Как видите — разновидностей кромок очень много и всегда можно выбрать то, что нужно для вашего изделия.

Совет. Если у вас под рукой нет клеевой кромки, то её можно нарезать из имеющегося под рукой дублерина или флизелина.

Фото. Различные виды флизелиновой кромки.

Также нетканую природу имеют ещё две разновидности клеевых прокладочных материалов.

Клеевая корсажная лента

Как известно, корсажная лента применяется для уплотнения пояса при шитье брюк и юбок. Сейчас можно найти корсажные ленты разной ширины.

Клеевой синтепон

Клеевой синтепон очень похож на обычный, только он чуть тоньше и менее пухлый. Бывает с точечным и сплошным покрытием.

Фото. Клеевая корсажная лента.

Часть 3. Клеевые паутинки, сеточки и флизофикс

Все вышеперечисленные в первой части статьи клеевые прокладочные материалы объединяет то, что клеевое покрытие у них нанесено с одной стороны, то есть одностороннее. Но есть класс прокладочных материалов, которые сотканы, и это не метафора, из клеевых нитей. Просто они разной толщины — паутинка лёгкий привет от паука, а сеточка — из более толстых нитей. Конечно, они не сотканы «по-настоящему» как ткань, а созданы, опять же, благодаря достижениям химической промышленности.

Фото. Клеевая сеточка и паутинка.

Главная особенность паутинок — клей со всех сторон, то есть с двух, то есть они все состоят из клея. Поэтому, перед приклеиванием неплохо задуматься, как бы так приклеить паутинку, чтобы не приклеиться одной стороной к утюгу.

Применение. Паутинки, как правило ставят на тонкие материалы — плательные, тонкий хлопок.

Клеевые сеточки из-за своей жёсткости (пощупайте сами в магазине) ставятся на более плотные, например на костюмные ткани, на которых сеточка не будет пропечатываться.

Флизофикс

Из Википедии: «Флизофикс (нем.Vliesofix) — это двухсторонне клеевое полотно (как клеевая кромка-сеточка)».

Фото. Флизофикс продаётся прикрепленной с одной стороны к бумаге.

Только флизофикс выполнен не в виде кромки, а в виде полотна, шириной 90 см.

Как и кромка-сеточка, флизофикс продаётся прикрепленный с одной стороны к бумаге.

Совет. Кромки и флизофикс, кроме применения в одежде, отлично подходят для прикрепления аппликаций.

Фото. Пляжная сумка укреплена спанбондом. Автор — lalenchik.

Фото. На флизофикс можно посадить детали аппликации перед отстрочкой. Автор — alenushka-v.

Часть 4. Специализированные прокладочные материалы

Сюда относятся такие материалы, как спанбонд и разнообразные водо- и жарорастворимые прокладочные материалы.

Спанбонд

Из Википедии: Спанбонд (англ. spunbond) — название технологии производства нетканого материала из расплава полимера фильерным способом. Сущность фильерного способа заключается в следующем: расплав полимера выделяется через фильеры в виде тонких непрерывных нитей, которые затем вытягиваются в воздушном потоке и, укладываясь на движущийся транспортер, образуют текстильное полотно. Нити на сформированном полотне впоследствии скрепляются. Способ скрепления нитей на холсте определяет характеристики получаемого материала, а, следовательно, и сферы применения.

Фото. Спанбонд.

Спанбонд бывает клеевой и неклеевой.

Спанбонд различается по плотности — граммы на метры, и делают его всех цветов радуги.

А вот за счёт своей прочности спанбонд очень широко используют в качестве прокладочного материала в производстве сумок, рюкзаков, обуви. Из спанбонда бОльшей плотности делают сумки и другие изделия рекламно- «одноразового» ассортимента.

Открою один секрет! Вообще-то, спанбонд большинству из вас хорошо известен, только под другим названием — «укрывной материал». Да! Да! Это и есть спанбонд, только не очень толстый и плотный.

Водо- и жарорастворимые прокладочные материалы. Вспомогательные материалы

В ознакомительном порядке мне хотелось бы коснутся таких материалов, как водо- и жарорастворимые флизелины.

Из названия понятно, что это нетканые прокладочные материалы, которые используются для фиксации тканей при шитье. А потом после стирки или при проглаживании утюгом они исчезают. Водо- и жарорастворимые прокладочные материалы применяются в машинной вышивке, в квилтинге и пэчворке.

Фото. Пример вышитой работы с примением водорастворимого флизелина.

Ну вот! Начала с обзора клеевых материалов, а получился полномасштабный, обзор всех прокладочных материалов (за редким исключением)
Да, кстати, при использовании любых клеевых прокладочных материалов в процессе пошива нашего шедевра мы должны обязательно применять соответствующую технологию. Но эта тема для отдельной публикации).
Надеюсь, что достижение прогресса и развитие химической промышленности готовит нам ещё что-то новое из клеевых прокладочных материалов с необыкновенными свойствами).
Поживём — увидим!

Фото. Туфельки — вышивка на растворимом флизелине. Автор — nata33.

Фото. Роза. Мокрое валяние на водорастворимом флизелине. Автор — AnnaLila.

Дополнительная информация

КЛЕЕВЫЕ на тканой основе
Покрытие точечное и сплошное. Одностороннее!!!

1. Дублерин, на тканой основе (смотрите переплетение нитей =ткань) внешне от марлёвки до плотного хлопка и трикотажного полотна)
2. Бортовка — узкоспециальный материал для изготовления мужской одежды

КЛЕЕВЫЕ на нетканой основе
Покрытие точечное и сплошное. Одностороннее!!!

1. Флизелин, на нетканой основе (внешне похож на одноразовые салфетки)
2. Флизелины нитепрошивные (флизелин со строчкой)
3. Синтепон (тут всё понятно)
4. Нитепрошивные кромки
5. Клеевые корсажные ленты

КЛЕЕВЫЕ сотканные из клеевых волокон
Двухсторонние!!! то есть сплошь из клеевого слоя.

1. Клеевые паутинки
2. Клеевые сеточки-кромки
3. Флизофикс

УЗКОСПЕЦИАЛЬНЫЕ прокладочные материалы

1. Спанбонд
2. Водорастворимые прокладочные материалы
3. Жарорастворимые прокладочные материалы

Утро к вечеру намудрило…:-)))) (с)
Все мы знаем какая это удобная одежда — джинсы!
Это именно её придумали когда-то для ковбоев(скотоводов Америки),а именно саму ткань.
Вот, например один из подлинников штанов из ткани очень похожей на джинсовую на период конец 18-начало 19 века(США):
Сейчас джинсовая ткань имеет как большое многообразие в выделке,так и в самих видах одежды.
Вот и у меня в шкаПчике есть много чего из этой ткани…Хотя сознаюсь, подобрать на мою нестандартную фигуру джинсы трудновато. Чаще всего хорошую посадку этого вида штанов шьют за рубежом. И вот именно такие любимые мною джинсы начали протираться ….И на самом интересном месте…

1. Вариант реставрации протертости у джинс — первый.

Естественно, что до дыр не стала доводить, решила сразу все исправить.
Но как? цвет-то у штанов — полосатый…
Т.е. машинная штопка не подойдет, да и не люблю носить с такой штопкой штаны.
По-этому, когда просят заказчики заштопать джинсы,всегда спрашиваю:»А носить-то будете потом?»))
Со своими джинсами,после некоторых раздумий, решила так: снизу сбоку вырезать клинья и заменить протертые места вставками из них.
А вместо клиньев полосатых, вставлю куски от обычных наиболее подходящих по цвету джинсов(благо, всякого добра как у хамякаДзЭ-:))).
Естественно, чистые штаны, погладила,
распорола шаговой (который внутри по штанинам идет) шов:
Учитывала,что при распорке края деформируются, то после распорки постаралась восстановить утюгом шов.
Вырезала протирающиеся места, выкроила из низа штанин дубликаты,а на место их подкроила из другой джинсы кусочки.
Все собрала на машинке и с оверлоком (это такая спец.машинка для обметывания краев деталей).
Отгладила.
И вот что получилось в конце работы:

2. Вариант реставрации джинс — второй:

Заказчик попросил спасти любимые джинсы.
Дыра и протертости были (опять же!) на самом интересном месте.))
Естественно, выход только один: машинная штопка.
Подобрать нужную фактуру и цвет куосков джинсы большого размера практически невозможно…
что сделала:
1. сначала легкая ручная штопка.
Чтобы при работе ничего не ползало в стороны.
вид с изнанки
вид с лица
2. ВТО,т.е. все аккуратано отутюжила.
3. Приклеила с изнанки трикотажный дублерин на местах протертостей.
Если у кого нет клеевых материалов, то можно заменить на кусочек мягкой тонкой х/б ткани. Только помните: что после штопки это место будет грубее по плотности, чем сами джинсы.
4. Далее:машинная штопка с подбором цветовой гаммы нитей(верх темный,низ светлые нитки в машинке).Шов 0,2 мм на машинке,слегка натяжение ослабила…(в интернете можно найти много роликов на эту тему о такой штопке), и ходом машинки назад-вперед точно по направлению выработки ткани, застрочила разрывающиеся волокна ткани.
5. Все отутюжила с лицевой стороны.
На фото после фотоаппаратной вспышки нитки засвечивают.т.к. рубчик на штанах в разные стороны «смотрит» на деталях.Но в натуре штопку практически не видно.
Клиент остался доволен и все спрашивал:»А как это Вы сделали?»))
Кстати, таким же образом я не раз спасала джинсы,у которых были протертости внизу у штанин об асфальт.
Только при этом нужно помнить,что после штопки подворот джинс придется увеличить на 0,7 см,чтобы шов подворота не попадал именно на бывшую дыру от протертости низков штанин.
——————————
Всем хорошего настроения и удачных переделок в одежде!
——————————————
Сопутствующие страницы в блоге: