Аудиальный канал

Наверняка, каждый не раз задумывался, почему люди смотрят на вещи, события и на мир в целом по-разному. Это зависит от множества факторов. Например, от жизненного опыта, возраста, интеллектуальных способностей, определенного склада ума и тд. Одним из наиболее важных факторов являются каналы восприятия, так как именно от них зависит, как человек усваивает информацию.

Типы каналов восприятия

К основным каналам восприятия относят:

  • Визуальный—зрительные образы
  • Аудиальный—слуховые образы
  • Кинестетический—физические ощущения
  • Дигитический—абстрактно-логические образы

Также, выделяют дополнительные каналы восприятия. К ним относятся:

  • Густаторный—вкусовые ощущения
  • Олфакторный—запахи

Методы развития каналов восприятия

1. Наблюдать за людьми и при помощи перечисленных выше признаков определять какими каналами восприятия они пользуются.

2. Настраиваться на каналы собеседника, копируя его дыхание, жесты, движение глаз, предикаты. Принцип зеркала. Люди любят своё отражение. Конечно, желательно подходить творчески. Хотя в любом случае, собеседник вряд ли что-то заподозрит.

3. Ходьба на разных каналах. Настроиться на выбранный канал при помощи дыхания, взгляда, жестов, постановки головы и ходить. Через некоторое время переключиться на другой канал.

4. Выбрать стихотворение или куплет и рассказать его на разных каналах восприятия. На видеоканале надо видеть образы. На аудио канале – слушать свой голос. На кинестетическом канале – ощущать сказанное.

P.S. Чем лучше у человека развиты каналы восприятия, тем ярче и полнее воспринимает он окружающий мир. Тем интереснее его жизнь.

P.P.S. Я желаю вам всего наилучшего.

Напишите свой отзыв.

Как определить основной тип восприятия?

Точнее всего определить ведущий канал можно с помощью теста С.Ефремцева. Он является самым полным и надежным на сегодняшний день.

Также, основной канал можно определить, понаблюдав за взглядом человека, когда он отвечает на вопрос. Так мы поймем, какие образы у него возникают. А именно:

  • Визуал направляет взгляд вверх, что говорит о формировании зрительных образов
  • Кинестетик смотрит вниз, он прислушивается к своим ощущениям
  • Аудиал смотрит прямо, вправо или влево, у него формируются звуковые образы

Еще проще можно определить канал восприятия, обращая внимание на то, какие слова использует собеседник. Визуалы в своей речи описывают видимые детали обстановки: цвет, форму размер и внешний облик вещей. Люди с доминирующим аудиальным типом восприятия описывают то, что можно услышать: звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, а также пересказывают то, что говорят другие люди. Кинестетики в свою очередь акцентируют внимание на том, что можно почувствовать, ощутить, во время разговора активно используют мимику и жестикулируют. Дигиталам не свойственно использовать какие-то определенные слова, однако их речь отличается хорошо построенными логическими связями, четкостью и лаконичностью.

Для чего нам определять каналы восприятия?

Каждый день мы коммуницируем с огромным количеством людей, и при том все они разные, к каждому в беседе нужен свой подход. И что как не определение ведущего канала коммуникации собеседника может помочь сделать диалог конструктивным? Чем точнее вы выбираете слова для диалога, например, с аудиалом, тем эффективнее пройдут ваши переговоры.

Если вы заинтересовались темой психотипов, я рекомендую вам прочитать этот пост.

Каналы восприятия и каналы воздействия. Обратная связь во время выступления

При получении информации о внешнем мире человек опирается на органы чувств. Восприятие действительности формируется на основе тактильных, зрительных, слуховых, вкусовых и обонятельных ощущений.

В соответствии с этими ощущениями выделяют пять каналов восприятия реальности: кинестетический, визуальный, слуховой, или аудиальный, вкусовой, обонятельный.

Для аудитории наиболее важны три первых: кинестетический, визуальный, аудиальный.

У каждого человека есть свой приоритетный канал восприятия. В зависимости от этого всех людей можно условно разделить на кинестетиков, визуалов и аудиалов.

Кинестетический канал восприятия связан с ощущениями, движениями тела. Человек с преимущественно кинестетическим способом восприятия – кинестетик.

Для такого слушателя, у которого он преобладает, имеют существенное значение мимика, жесты и поза выступающего. Каждый тип можно определить по преимущественному употреблению некоторых слов, которые называют предикатами.

Кинестетики говорят: «Я чувствую», или «У меня внутри похолодело…», «Легко понять» – используют слова об ощущениях.

Визуальный канал связан со способностью воспринимать увиденные изображения. Человек с преимущественно визуальным способом восприятия – визуал.

Визуалы скажут: «Рассмотрим», «Как можно увидеть», «Как вы сами видите», – т.е. используют слова о зрении.

Аудиальный канал восприятия связан со способностью воспринимать звуковые сигналы. Человек с преимущественно аудиальным способом восприятия – аудиал.

Аудиалы чаще говорят: «Послушайте», «Я вам расскажу», «Это звучит так» и т.п.

Выступающий должен уметь, проанализировав состав и настроение аудитории, а также преобладание определенного капала восприятия, использовать соответствеющие ему средства воздействия, т.е. использовать их как канал воздействия.

Если в аудитории преобладают кинестетики, то выступающий, обращаясь к такой аудитории, должен более активно использовать кинестетический канал. Этот канал восприятия преобладает у молодых, энергичных и эмоциональных людей. Но если совсем немолодая или смешанная аудитория находится в приподнятом эмоциональном состоянии, то независимо от других характеристик этой аудитории в ее восприятии начинает преобладать кинестетический канал и выступающий должен сознательно привлекать этот ресурс. К такому типу аудитории всегда относится толпа. Для нее важны жесты и их динамика. Если в аудитории преобладают пожилые люди, кинестетический канал снова выходит на первый план, но жесты должны быть плавными и более сдержанными, чем для молодых.

Для аудитории кинестетиков главное – мышечная свобода, динамика жестов, применение жестов-иллюстраторов, таких как жест – описание размера; жесты, показывающие направление и характер движения, время и место; жесты, передающие ритм, настойчивость, эмоции.

Не имеют значения ни фиксация позы, ни официальная одежда, ни фиксация взгляда на конкретных людях.

Если преобладают визуалы – нужно обратить преимущественное внимание на зрительную наглядность. Бизнес-консультанты и педагоги, авторы и ведущие бизнес-тренингов С. Ф. Алипова-Светозарова и В. В. Кулешов дают такой портрет аудитории визуалов: «Это менеджеры среднего звена, специалисты, эксперты и т.п. с хорошей профессиональной подготовкой. Они во время учебы читали много книг, чертили графики, писали формулы, работали на компьютере. Для них зрительная наглядность является первичной».

Для общения с визуалами главная рекомендация – фиксировать контакт глаз с людьми в аудитории. Важно, чтобы глаза не скользили по лицам слушающих, а точечно поочередно фиксировались на отдельных людях.

Что касается жестов и позы выступающего, они тоже должны иметь определенную фиксацию на финальной стадии, как бы превращаясь на секунду в картинку – это важно для визуалов. Поза вообще может быть фиксированной. Внешний вид также должен иметь вид подходящей для ситуации «картинки»: соответствовать дресс-коду, статусу мероприятия, имиджу выступающего.

Для общения с аудиалами главное внимание следует сосредоточить на голосе. Необходимо использовать модуляции для передачи эмоций, акцентирование речи, владение паузами и изменениями темпа речи. С. Ф. Алипова-Светозарова и В. В. Кулешов дают такой портрет аудитории, в которой преобладают аудиалы: «Сюда относятся топ- менеджеры компаний, инвесторы, руководители правительства и международных организаций. Их отличает высокая образованность и статусyость, эмоциональная сдержанность и четкая продуманность речевого и неречевого поведения». Речь должна быть высококультурной, обладать образностью. Жестикулировать надо очень сдержанно, поза должна быть фиксированной. Внешний вид – соответствовать протоколу. Контакт глаз должен быть с фиксацией, которая по длительности связана со стасусом людей в аудитории.

Это то, что касается преобладающего капала. Но утомляемость аудитории требует, чтобы что-то менялось в воздействии на аудиторию.

Эффективным приемом для удерживания внимания является смена используемого канала воздействия.

При смене канала восприятия, внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания – 15–20 минут. Но смена канала – не единственный способ привлечения и удержания внимания. Очень действенный прием – вовлечение аудитории. Степень запоминаемости информации определяется во многом степенью вовлеченности аудитории в него. Можно предложить еще и кинестетический канал воздействия с использованием приема «вовлечение». Опытный выступающий придумывает, как вовлечь зал в то, что он делает. Для кинестетического канала:

  • • просит поднять руки тех, кто имеет научную степень, имеет два высших образования, подписан на деловые издания, имеет определенный опыт и т.п. При этом он тоже поднимает руку, показывая пример реагирования, чтобы сработал прием отзеркаливания;
  • • предлагает придвинуться ближе;
  • • совершить простое действие: «Возьмите в руки распечатку конспекта и откройте на странице 3. Открыли? Разверните и поднимите над головой. Так, вижу. А у Вас что, нет конспекта? Передайте, пожалуйста, коллеге материал. Что ж, начнем!»

Для аудиального канала:

  • • задает вопросы залу;
  • • как бы затрудняясь, просит ему что-либо подсказать;

Для визуального канала:

• спрашивает, не отсвечивает ли доска, не следует ли включить дополнительный свет и т.п.

Какой подобной помощи можно попросить у аудитории с целью вовлечения? Вот примеры:

  • • дать знак, когда истекут 20 минут;
  • • закрыть окно;
  • • выключить/включить свет;
  • • раздать материалы;
  • • позвать опаздывающих;
  • • обратиться к соседу, который отвлекся и не услышал призыва выступающего.

В этом случае неважно, что помощь оказывает один человек. Аудитория отзеркаливает и воспринимает это, как «мы помогли».

В использовании приема «вовлечение» надо следовать принципу постепенного усиления: требовать от аудитории необходимо поначалу простых действий, лишь со временем переходя к сложным. Так же дело обстоит и с вопросами: если сразу задать вопрос, требующий развернутого ответа, в зале повиснет пауза. Гораздо результативнее вовлечение работает, если поначалу задавать вопросы простые, реакцией на которые может стать просто кивок головы: «Понятно?», «Так ведь?», «Согласны?», «Продолжим?» Постепенно наращивая сложность взаимодействия, к финалу обоснованно можно ожидать активного взаимодействия аудитории.

Хорошее непроизвольное внимание достигается, когда действуют контрастные раздражители. Например, выступающий говорил негромко, а потом существенно возвысил голос, говоря о чем-то неожиданном. Затем заговорил почти шепотом, добавив мимику и выразительный жест. Он ходил по сцене, затем на время остановился. Сделал паузу. Изменил выражение лица. Снова заговорил. Аудитория слушает, не отводя глаз. Можно считать, что успех обеспечен. Устойчивое внимание вызвано и сменой каналов – аудиальный, кинестетический и, конечно, визуальный, так как его видно, и контрастными раздражителями по каждому – тихо, громко, шепотом; жестикулировал, ходил, стоял, менял выражения лица; выглядел по-разному, т.е. никакой монотонности не наблюдалось.

Хорошим методом является многократное повторение, которое также можно варьировать по разным каналам воздействия. Но при этом надо не допустить наступления эффекта износа информации, ее обесценивания.

Немалое значение для успешного выступления имеет голос говорящего. Это важно не только для аудиалов, а для любой аудитории. Самое важное здесь – достаточная слышимость. И это не только громкость звучания. Это – четкость и внятность речи. Это – ритм, соответствующий особенностям восприятия данной аудитории, – более быстрый для хорошо подготовленных людей и менее – для неподготовленных. И это – длина фразы – желательно не более 5–7 ударных слов.

Кроме этих факторов, очень важны полетность голоса и его посыл.

Полетность голоса – это направленность на преодоление голосом определенного расстояния, определенных рядов зала. Для этого нужно владение грудным и головным регистрами.

Голосовой посыл – это его адресность, направленность на конкретного слушателя или группу. Он сопровождается контактом глаз, фиксацией взгляда.

От ощущений резонирования звука в голове и груди получили свое название регистры голоса – головной и грудной. При громком проговаривании фраз «на публику» возникают достаточно ярко ощутимые вибрации как в области лицевой части головы – головное резонирование, иногда называемое «маской», так и в области грудной клетки – грудной голос. Тембр голоса при хорошем головном резонировании ярок, звонок, металличен. При плохом – это фальцет, «фальшивый» голос. При грудном – тембр насыщен, «мясист». В некоторых случаях вибрации очень сильно ощущаются говорящим человеком.

Для выступающего в аудитории надо помнить, что грудное звучание – для ближних рядов, головное – для дальних.

Конечно, слабый голос можно усилить микрофоном, но надо помнить следующее.

Микрофон усиливает голос, но снижает степень воздействия на аудиторию.

Основная причина в том, что с микрофоном становится непонятен посыл – усиленный голос теряет адресность, непонятно, к кому обращается выступающий в каждый конкретный момент. Выразительность голоса уменьшается. Приходится говорить тише, так как усиление большое, но при этом энергетика выступления снижается. Речь, усиленная микрофоном, должна быть четче, медленнее, а фразы – короче, чем в выступлении без микрофона.

Использование обратной связи дает возможность вовремя корректировать речь и другие средства воздействия, повышая таким образом эффективность выступления.

Обратная связь во время выступления перед аудиторией имеет некоторые отличия от обратной связи в случае общения лицом к лицу. Во-первых, готовящийся к выступлению перед аудиторией только при мысли о том, какая же будет обратная связь, волнуется значительно больше. Другое отличие – в соотношении различных видов обратной связи. Для аудитории преобладающей является невербальная обратная связь, т.е. реакцию аудитории выступающий определяет больше по мимике, позам, жестам. А речевая обратная связь – это вопросы и реплики. Они ее, как правило, дополняют.

Есть еще существенное отличие. Часто аудитория ведет себя как единое целое. Это свойство проявляется, когда в ней более десяти – двенадцати слушателей. Меньшее количество людей в аудитории – каждый сам но себе, единства не получается. Это тоже определяет особенность обратной связи. Когда каждый сам по себе, приходится замечать реакцию отдельных слушателей. И очень трудно подстроиться под каждого, так как аудитория получается сильно неоднородной. Когда же аудитория едина, достаточно реагировать на усредненную реакцию на выступление. Тогда и коррективы внести существенно легче.

Главным признаком, свидетельствущим о том, что выступление проходит удачно, является устойчивое внимание большинства в аудитории. Необходимые признаки – наличие контакта глаз и соответствующие выражения лиц, свидельствующие о том, что выступающего внимательно слушают. Куда направлен взгляд, там и внимание. Правда, если у слушателей в руках какие-то материалы, внимание будет переключаться от говорящего к печатным материалам и обратно. Эти движения глаз слушателей можно дополнительно использовать в моменты переключений при возникающей усталости внимания.

Кроме такого признака внимания, который можно кратко охарактеризовать как «смотрят и слушают», есть и другие признаки. Например, кивок головой – признак согласия. Кивки можно вызывать, задавая такие вопросы, на которые достаточно кивнуть: «Видно?» или «Это понятно?».

А вот отведение глаз от говорящего несколько в сторону может означать как несогласие, так и переключение внимания, а также потерю внимания, в частности при наступлении усталости внимания. С. Ф. Касаткин говорит о том, что при восприятии нужной, но неинтересной информации кризисы внимания возникают каждый следующий раз все чаще: «Первый наступает примерно через 15–20 минут после начала выступления, второй – через 10–15 минут после первого и так далее со все укорачивающимся периодом внимания». А вот в интересном выступлении кризисов внимания может не быть совсем.

Обратная связь показывает образовавшиеся в аудитории области внимания или невнимания и их расположение. Как правило, область внимания образуется даже в случае не очень интересной речи. Сидящие там слушатели воспринимают, осмысливают, записывают, уточняют информацию с помощью вопросов и реплик.

Восприятие же в средних рядах уже несколько другое. В случае достаточно интересного выступления здесь тоже образуется область внимания, хотя обратная связь несколько сдержаннее. Но как только эмоциональная или информационная насыщенность речи ослабевает, тотчас обратная связь говорит об отсутствии внимания.

На последних рядах область внимания может возникнуть только при самых интересных выступлениях. А в большинстве случаев здесь внимание ослаблено или вовсе отвлечено.

Свободная рассадка людей, входящих в аудиторию, по мнению С. Ф. Касаткина, позволяет легче управлять вниманием аудитории. Готовые активно слушать садятся ближе к выступающему. Явная область внимания на первых рядах поддерживает и, в результате отзеркаливания, заражает оратора. От впереди сидящих слушателей активное внимание распространяется и заражает также средние и последние ряды. Они как бы подтягиваются, и тогда аудитория в целом воспринимает выступление с большим вниманием. И в случае свободной рассадки внимание аудитории почти гарантированно.

Однако свободная рассадка не всегда возможна, в этих случаях выступающий будет сталкиваться со случайными участками внимания-невнимания, что потребует большей работы с обратной связью, придется быстро искать островки внимания и обращаться к ним по очереди, «отзеркаливая» их и заражая остальную часть аудитории.

Хорошей обратной связью, говорящей об успешном ведении аудитории в нужном направлении, являются вопросы, задаваемые слушающими. Это должны быть конструктивные вопросы, действительно четко связанные с излагаемым в данный момент материалом. При этом если ответы на вопросы удовлетворяют слушателей, то они проявляют доверие к выступающему как специалисту в определенной области, высказывают желание продолжать общение.

Эмоциональная реакция аудитории тоже очень важна. Если аудитория не испытала никаких эмоций, выступление скорее всего нельзя назвать удачным. Выступающий должен вызвать несколько разных эмоциональных состояний у слушающих, а для этого надо не только рассказать что-то соответствующее, но и уметь достоверно изображать нужные эмоции в соответствии с моментом выступления. Для этого необходимы соответствующие упражнения и тренинги.

Сформировавшееся в результате выступления мнение аудитории – это тоже признак позитивной обратной связи.

Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность.

Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому-тонеобходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. В процессе познания и восприятия информации большое значение имеет канал, которым человек воспринимает информацию извне.

Если разобраться в том, как человек воспринимает информацию, то в этом вопросе можно найти много нюансов и особенностей. То, что эффективно при общении с одними людьми, может оказаться совершенно неэффективным при общении с другими. Кто-то понимает нас с полуслова, а к кому-то мы можем пытаться «достучаться» очень и очень долго и часто, но эти попытки так и остаются безуспешными.

Имея представление о своем типе восприятия и о типе восприятия собеседника, нам проще «работать» с информацией, передавать ее, легче запоминать и воспроизводить то, что мы пытались запомнить.

Люди могут воспринимать информацию разными способами: можно слышать, можно видеть, можно чувствовать. Эти способы восприятия в психологии называются модальностями или репрезентативными системами, или ведущим каналом (типом) восприятия.

Восприятие (перцепция, лат. perceptio) ‒ это позна-вательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Как известно, существует 4 канала восприятия (модальности): аудиальный, визуальный, кинестетический и дигитальный.

Визуальная модальность – то, что мы видим. Образы, картинки. Таких людей называют визуалами.

Если у вас нет времени или возможности применить методику, которая представлена ниже, то Вы можете определить основной канал восприятия, спросив у собеседника о чем-либо. Например, «Вспомни свой последний отпуск и расскажи о нем».

При этом взгляд визуала будет направлен наверх (прямо, налево, направо), это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинок в уме.

Аудиальная модальность – то, что мы слышим. Звуки, голоса. Таких людей называют аудиалами.

Аудиал в процессе общения обращает максимум своего внимания на речь. Его интересуют слова, но главным образом он понимает вас через интонации. Его ухо улавливает малейшие изменения тона, высоты голоса. Чаще всего, рассказывая о чем-либо, они оперируют словами: «слышал», «говорили» и подобными.

Существует очень хитрая уловка «вывести на чистую воду» аудиала.
Спросите у него о чем-то, например, что он делал вчера вечером. Если ваш собеседник смотрит в сторону и влево – вспоминает правдивую информацию, если в сторону и вправо – придумывает, что бы вам соврать.

Кинестетическая модальность – то, что мы ощущаем. Таких людей называют кинестетиками. К кинестетике относят: тактильные ощущения, внутренние ощущения, запах, вкус, мета-ощущения (оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции: радости, любви, счастье, горе и т. п.).

Если вы спросите у визуала о чем-либо, например: «Какие планы на ближайшие выходные?», то взгляд кинестетика будет направлен вниз, что говорит о том, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям.

Существует еще один тип людей, который встречается довольно редко, поэтому не вписывается в общую теорию. Дискреты – люди с особенным типом мышления.

Дискреты мыслят с точки зрения полезности и функциональности. Они оценивают мир с точки зрения смысла. Фактически, три предыдущих типа людей получают опыт через слова, в случае дискрета – слова и являются опытом. Они воспринимают всю информацию буквально, не задумываясь о том, что за ней может стоять.

Стоит отметить, что человека, полностью принадлежащего к одному типу мышления, не существует. В каждом из нас есть частичка от каждого из них, но в то же время мы обладаем доминирующим типом восприятия. Именно по нему принято относить человека к одной из этих категорий.

Вашему вниманию предлагается тест, который поможет Вам верно определить даминирующий канал восприятия.

Тест аудиал, визуал, кинестетик
(диагностика доминирующей перцептивной модальности
С. Ефремцева / методика на восприятие)

Инструкция к тесту. Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если Вы согласны с данным утверждением, и знак «–», если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

  1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
  2. Часто напеваю себе потихоньку.
  3. Не признаю моду, которая неудобна.
  4. Люблю ходить в сауну.
  5. В автомашине цвет для меня имеет значение.
  6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
  7. Меня развлекает подражание диалектам.
  8. Внешнему виду придаю серьезное значение.
  9. Мне нравится принимать массаж.
  10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.
  11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
  12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.
  13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
  14. Люблю читать во время еды.
  15. Люблю поговорить по телефону.
  16. У меня есть склонность к полноте.
  17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
  18. После плохого дня мой организм в напряжении.
  19. Охотно и много фотографирую.
  20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
  21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
  22. Вечером люблю принять горячую ванну.
  23. Стараюсь записывать свои личные дела.
  24. Часто разговариваю с собой.
  25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
  26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
  27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.
  28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
  29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
  30. Мне нелегко найти удобную обувь.
  31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
  32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.
  33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
  34. Люблю слушать, когда говорят.
  35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.
  36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
  37. У меня неплохая стереоаппаратура.
  38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
  39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
  40. Не выношу беспорядок.
  41. Не люблю синтетических тканей.
  42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.
  43. Часто хожу на концерты.
  44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
  45. Охотно посещаю галереи и выставки.
  46. Серьезная дискуссия – это интересно.
  47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
  48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту

Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия):

  • 13 и более – высокий;
  • 8–12 – средний;
  • 7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов

Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов «да» («+»). Это ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Визуал

Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: «не видел этого», «это, конечно, проясняет все дело», «заметил прекрасную особенность». Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Кинестетик

Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь». Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал

«Не понимаю что мне говоришь», «это известие для меня…», «не выношу таких громких мелодий» – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами.

Дигитал

Он же дискрет – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы.

Шаповалова В. С., к. псих. н., практический психолог
ІІ категории НФаУ, ст. преподаватель кафедры педагогики
и психологии НФаУ

Визуальный (зрительный) канал

Если у человека доминирует визуальный (зрительный) канал (или в данный момент он настроен на восприятие видеоинформации), то внешне это будет выражаться в следующих признаках:

1. Глаза будут смотреть вверх, выше линии горизонта. Что вполне объяснимо: вверху небо, солнце — там больше света;

2. Дыхание верхнее, грудное;

3. Голос высокий;

4. Речь быстрая, иногда взахлёб. Часто заметное повышение интонации к концу предложения. Что тоже объяснимо: верхнее дыхание самое неэффективное — вдыхается малый объём воздуха и за время выдоха надо успеть высказать мысль, закончить предложение;

5. Вся жестикуляция сверху — на уровне плечевого пояса и выше;

6. Такой человек любит одеваться ярко;

7. Внешность: лицо бледное. Тело, чаще всего, стройное, худощавое. Плечи относительно широкие и, обычно приподняты. Голова запрокинута;

Примечание: предикаты — это слова, которые человек использует для описания своих восприятий.

Визуальный канал связан с чакрой аджной (третьим глазом), а также с ментальным телом.

Аудиальный (слуховой) канал

Если у человека доминирует аудиальный (слуховой) канал, то внешне это будет выражаться в следующих признаках:

1. Глаза будут двигаться примерно в горизонтальной плоскости, по линии горизонта. Это связано с тем, что человек-аудиальщик настроен на восприятие звуков. В природе звуки, заслуживающие внимания, обычно возникают на уровне земли, или на небольшом расстоянии от неё;

2. Дыхание среднее, реберное;

3. Голос средний — не высокий и не низкий;

4. Речь выразительная, ровная, без повышения и понижения интонации;

5. Жестикуляция на среднем уровне, примерно на уровне груди. Это уровень стола или трибуны;

6. В одежде такой человек предпочитает официальный стиль или хотя бы не слишком яркий;

7. Внешность: лицо ровной окраски, телосложение может быть разным;

8. Предикаты: тихо, громко, послушай, шумно, слышал и т.д. — слова относящиеся к характеристикам звука;

Аудиальный канал в некоторой степени связан с чакрами: манипурой, анахатой и вишудхой. А также с астральным телом.