Игры — энергизаторы с учащимися коррекционных школ

Екатеринбург

2018

Сборник развивающих игр для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста / Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа №25 имени В.Г. Феофанова. Екатеринбург, 2017. — 36 с.

Составитель: Суздальцева Олеся Сергеевна, учитель начальных классов.

В сборник включены развивающие игры и упражнения на развитие восприятия, внимания, памяти для успешного обучения ребенка в общеобразовательной школе, способствующие формированию психологической готовности к усвоению материала. задания, упражнения, игры расположены по возрастанию степени сложности.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Как правило, эти дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Игра – метод обучения. В школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

– в качестве самостоятельной технологии для усвоения темы;

– в качестве урока, его части.

Дидактическая игра является и игровым методом и формой обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности учащегося. Это сложное педагогическое явление.

Любая дидактическая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует учитель, другая игровая, ради которой действует ученик. Эти две цели должны дополнять друг друга. Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний учащихся. Иначе говоря , определяя дидактическую игру, нужно знать:

  • какие знания, умения, навыки имеют учащиеся;
  • какие знания, навыки, умения нужно закрепить;
  • какие умственные операции развиваются;
  • какие личностные качества формируются.

Дидактические игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и картинками та и без наглядного материала, в форме словесных игр.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Дидактические игры можно использовать на разных этапах урока.

Дидактические игры, применяемые на уроках

письма и развития речи

Цели: развитие слухового восприятия, умения выделять звуки в словах, их место, проводить сравнительный анализ слов, составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове, активизация словаря учащихся, закрепление правописания слов на изученное правило.

Игра «Чудесное превращение слов»

Прослушивание стихов с «заблудившимися» буквами. В каждом стихотворении есть слово, которое не подходит по смыслу и в котором вместо одной буквы стоит другая. После чтения каждого стихотворения проводится анализ и новая пара слов записывается на доске.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

— Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:

— Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном. (капель)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

Забодал меня котел, (козел)

На него я очень зол!

Игра «Два колодца»

На таблице изображены два колодца. Рядом стоят ведра, на которых написаны буквы. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем словам, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по четыре разных слова. отличающихся одной буквой.

м

к

л

к

б

к

с

к

р

к

б

к

л

к

ж

к

Игра » Что перепутал художник»

МАК

РОЗА

МИШКА

КИТ

МУКА

Игра «Спрятавшееся слово»

На доске в столбик написаны слова: хлев, уточка, столб, щель, зубр, удочка, клещ. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались? Найдите их в соседнем столбике и соедините.

Новые слова: лев, точка, стол, ель, зуб, дочка, лещ.

ХЛЕВ

ТОЧКА

УТОЧКА

СТОЛ

СТОЛБ

ЕЛЬ

ЩЕЛЬ

ЛЕВ

ЗУБР

ДОЧКА

УДОЧКА

ЗУБ

КЛЕЩ

ЛЕЩ

Игра «Впиши слова в пирамидку»

Вписать слова, используя рисунки с изображениями: баран, бусы, барабан, бык.

Б

Б

Б

Б

Игра «Перекрестки» ( отгадай загадки )

По описанию догадайтесь, о каком предмете идет речь и впишите его в строки

1. Инструмент, которым забивают гвозди.

2. Инструмент, которым рубят дрова.

3. Малина, черника, крыжовник – одним словом.

4. Большой населенный пункт.

5. Овощ красного цвета.

(Молоток, топор, ягоды, город, помидор.)

1

О

О

2

О

О

3

О

4

О

О

5

О

О

Игра «Угадай последнее слово и запиши»

Угадать последнее слово и записать его, подчеркивая орфограммы.

Блюдце есть, а где же….. (чашка)?

  1. Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая …..(туча).

  1. Я от досады чуть не плачу –

Не решается….. (задача).

Игра «Цепочка из слов»

Попробуй составить цепочку из слов, меняя лишь одну букву, и превратить лук в сок, кошку в мышку, кита в сома.

К

И

Т

к

о

т

к

о

м

С

О

М

К

О

Ш

К

А

м

о

ш

к

а

М

Ы

Ш

К

А

Л

У

К

с

у

к

С

О

М

Игра «Собери слово»

Вы сможете прочитать слово, если расставить буквы по росту

Игра «Занимательные слова»

Раздели каждый ряд букв так, чтобы получились слова. Запиши полученные слова.

Дидактические игры, используемые на уроках математики

Игра «Математический бег по числовому ряду»

Цель: обучение детей приёмам прибавления и вычитания числа 2 с опорой на числовой ряд.

Оснащение: числовой ряд, указка, записанные на доске пары примеров

4 + 2 = 8 + 2 = 6 + 2 =

4 – 2 = 8 – 2 = 6 – 2 =

Перед началом игры повторяем, что, прибавляя единицу, мы получаем следующее число.

— С какой стороны в числовом ряду стоит следующее число от данного? (справа).

-На сколько шагов мы продвигаемся вправо от числа, чтобы получить следующее число? (на 1)

— Если прибавим к числу 2 единицы, то на сколько шагов продвинемся вправо? (показываю по числовому ряду каждое следующее число, дети хором считают шаги и отмечают, что их 2).

— Давайте побегаем глазками по числовому ряду, прибавляя 2 к разным числам. (Учащиеся совершают игровые действия по заданию учителя.)

Игра «Было – стало»

Цель. Ознакомление с переместительным законом сложения.

Оснащение. На доске и у каждого ученика на парте рисунок ёлочки и игрушки.

Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок ёлочки. На ветках «развешивает» слева 3 игрушки, а справа – 2. Дети повторяют те же действия на местах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение: 3 + 2. После того, как он будет решён, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, учащиеся замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется ещё один пример на сложение: 2 + 3. Решив его дети получают тот же ответ: 5. Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив 3 – 4 пары примеров учащиеся подводятся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Игра «Диспетчер и контролёры»

Цель. Ознакомление с составом числа 10.

Оснащение. На доске схематически изображается аэропорт и самолеты. Ученик, выполняющий роль диспетчера, отправляет по 1 самолету из аэропорта (перемещает по 1 самолету). Контролёры (все остальные учащиеся класса) ведут учёт, сколько самолетов отправили и сколько их остаётся после отправления каждой машины.

Чтобы не забыть число отправленных и оставшихся самолетов, они выкладывают разрезные цифры из кассы таким образом:

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

В результате делается вывод о составе числа 10.

Игра «Волшебная яблоня»

Цель. Закрепление знания таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка.

Оснащение. Изображение яблони с кармашками для яблок. Примеры на сложение и вычитание с пропущенными числами.

На доске висит изображение яблони. На этой яблоне «волшебные яблоки». На них написаны цифры. Сорвать яблоко может только тот, кто догадается, какое число пропущено в примере.

2 + □ = 5 4 + 2 = □ □ – 3 = 6 и т. п.

Ученики вспоминают примеры на сложение и вычитание чисел первого десятка. Догадавшись, какого числа не хватает, срывают яблоко с этим числом и вставляют в окошечки.

Игра «Восстанови путь Карлсона»

Цель. Закрепление знаний таблицы умножения и деления с числом 8.

Оснащение. Изображение Карлсона, запись примеров на доске.

Записанными на доске примерами зашифрованы города. Учащимся нужно восстановить путь Карлсона, узнав города, в которых он побывал. Код городов также зашифрован, узнать его можно, решив пример, записанный под Карлсоном. Узнав код (это число 8), учащиеся находят города с таким же кодом (ответом) и восстанавливают путь, проводя линию от одного примера к другому.

Игра «Незадачливый математик»

Цель: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.

Оснащение. Кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.

на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.

Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.

Учитель предлагает следующую ситуацию: «Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер — и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему”. Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.

43 =  + 3

 = 20 + 9

57 = 50 + 

35 = 30  5

1 = 10 + 5

4 = 40 + 

Игра «Вырастим сад»

Цель. Обобщение любых вычислительных навыков.

Оснащение. Изображения деревьев, ягодных кустарников, цветов. на обратной стороне картинок записаны примеры.

Ученик берёт понравившуюся картинку, выполняет задание и сажает растение в «школьном саду». Если играющий ошибся, картинка остаётся лежать на столе. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся саженцы.

Учитель приглашает ребят полюбоваться выращенным садом, делается вывод о роли математических знаний в успешном выполнении задания.

По такому же принципу можно запускать рыбок в аквариум, и расселять животных по местам их обитания и т. д.

Игра «Что перепутал Незнайка?»

Цель. Повторение таблицы умножения, формирование умения сравнивать числовые выражения.

Оснащение. Изображение Незнайки и записанные на доске верные и неверные неравенства.

Учащимся предстоит проверить правильность постановки знаков в неравенствах в домашнем задании Незнайки. Учитель поочерёдно указывает на неравенство, учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Нашедший ошибку, выходит к доске и исправляет её, доказывая свою правоту объяснением.

Игра «Проводи Красную Шапочку к бабушке»

Цель. Повторение таблицы умножения.

Оснащение. На магнитной доске – изображения домика бабушки, Красной шапочки, деревьев, кустов, цветов, под которыми записаны примеры на умножение и деление.

Игра построена по типу «круговых примеров». Ученики поочерёдно выходят и, решив пример. Передвигают девочку от одного объекта к другому. Игра продолжается до тех пор, пока Красная шапочка не окажется у домика бабушки.

Эту игру можно проводить в форме соревнования. Одна команда будет искать тропинку волка, другая – Красной шапочки. Кто быстрее доберётся до бабушки, тот и победил.

Игра «Составь поезд»

Цель. Формирование вычислительных навыков. Проверка решения примеров с помощью составления слов.

Оснащение. Рисунки вагонов с отмеченными на них буквами алфавита – по одной на вагоне – и окошками для записи примеров.

На рисунках вагонов в пустые клетки записываются примеры на вычитание числа 4. Примерами зашифровываются номера вагонов. Решив примеры и расставив вагоны по порядку, дети, читают слово, получившееся из букв на вагоне.

Например, на вагоне с буквой «В» написан пример (5 – 4), с буквой «А» —

(6 – 4), с буквой «Г» — (7 – 4), с буквой «О» — (8 – 4), с буквой «Н»

(9 – 4). Составив поезд, дети читают слово «вагон».

Игра «Ну, погоди!»

Цель: повторение порядкового счета; развитие внимания, логического мышления.

— Если расставим все числа правильно, то волк не догонит зайца.

Игра «Треугольники»

Цель: развитие вос­приятия формы предметов.

На рисунке изображены треугольники: Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изобра­жено на рисунке?

Дидактические игры, используемые на уроках окружающего мира

Игра «Я на уроке в первый раз»

Цель: Закрепить представления детей о правилах поведения на уроке, упражнять детей в действиях, соответствующих требованиям Правил для учащихся.

Оборудование. Кукла в ученической форме.

Ход игры. Слышится стук в дверь. Учитель вводит куклу. Она здоровается с учителем и ребятами (за куклу, изменяя голос, говорит учитель). Педагог знакомит с новой ученицей и усаживает на свободное место за партой. Просит детей рассказать и по возможности показать новой ученице правила поведения на уроке.

Игра «Что нам нужно для учебы»

Цель. Закрепить представления школьников о названии и назначении учебных принадлежностей. Учить правильно, произносить слова.

Оборудование. Кукла Буратино, портфель, в котором лежат учебные и не учебные вещи (на усмотрение учителя).

Ход игры. Учитель знакомит детей с куклой Буратино. Потом, переводит взгляды детей на портфель Буратино. Под руководством педагога, дети рассматривают и называют содержимое портфеля. Отбирают предметы нужные для учебы. Объясняют, как этот предмет используется в процессе обучения.

Игра «Собери картинку»

Цель: закрепить знания детей об основных характерных признаках пор года; упражнять в складывании целого из частей; развивать восприятие, воображение, внимание, память; формировать интерес к игре.

План игры:

  1. Предложить ребятам поиграть, сообщить правила игры.
  2. Рассмотреть с детьми картинки, с изображением пор года, уточнить, как дети определили, что это именно та пора года, используя вопросы: «Что изображено на картинке?», «Какая пора года?», «Как ты узнал, что это зима (весна, лето, осень)?».
  3. Раздать детям разрезные картинки и предложить им сложить их, используя игровой приём: злая волшебница разорвала картинки и их надо сложить.
  4. Подвести итог игры.

Игра «Осень»

Цель. Закрепить представления детей о признаках осени. Учить показывать действиями и проговаривать признаки осени, подражая педагогу.

Оборудование. Картинки с изображением отдельных признаков осени.

Игра «Овощи и фрукты»

Цель. Закрепить умения детей классифицировать и называть овощи и фрукты.

Оборудование. Картинка с изображением сада и огорода, картинки из серии «Овощи и фрукты».

Ход игры. Дети достают предметные картинки и называют то, что на них изображено. Определяют, где растет.

Игра «Птицы»

Цель. Учить узнавать птиц по словесному описанию.

Оборудование. Картинки из серии «Птицы».

Ход игры. На доске вывешиваются картинки с изображением птиц. Педагог вызывает кого-либо, приводит краткое описание одной из птиц и просит ее найти на картинке.

Игра «Помоги домашним (диким) животным»

Цель. Расширить и уточнить значение слов, связанных с названием домашних (диких) животных и с образом их жизни.

Ход игры. Дети по очереди достают трафареты с изображением домашних (диких) животных, называют их и помогают найти животному свой дом. Если ребенок при ответе допускает ошибку, то учитель призывает на помощь других детей.

Игра «Покорми животных»

Цель. Обогащать и уточнять представления о самих животных, о том, чем они питаются.

Ход игры. Учитель кратко описывает какое-либо животное. Дети отгадывают. Затем, учитель предлагает из мелких картинок выбрать ту, которая соответствует пище животного.

Игра «Загадки Мудрого портфеля»

Цель. Уточнить представления о значении учебных принадлежностей.

Оборудование. Портфель, в котором находятся учебная книга, карандаш, тетрадь.

Ход игры. В класс входит Мудрый портфель. Он приветствует детей, знакомится с каждым ребенком. В процессе беседы он сообщает детям то, что он знает загадки обо всем, что есть в школе и предлагает детям отгадать некоторые из них.

Отгадывая загадку, дети четко проговаривают слово-отгадку. Мудрый портфель расспрашивает о нужности данных учебных вещей в процессе обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений

для детей 5-7 лет с ЗПР

Комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений рассчитан на детей, в психическом развитии которых наблюдается лишь отклонение от нормы, а не симптом психического заболевания,

Грамотное проведение коррекции интелектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, восприятие, память.

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Память. Педагог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.

Мышление. Мышление ребенка в возрасте 5-6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

  1. «Яблоко»

Цель: обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.

Дидактический материал: три похожих яблока.

Описание игры. Воспитатель: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».

На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого воспитатель перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, воспитатель дарит его ребенку.

  1. «Хлопни в ладоши»

Цель: обучение способности к переключению внимания.

  1. «Зачеркни букву»

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.

Описание задания. Ребенку предлагается газетная вырезка. Воспитатель обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?»

  1. «Портрет»

Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании.

Дидактический материал: кукла,

Описание задания. Ребенку предлагается кукла. Он должен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей.

  1. «Слушай музыку»

Цель: развитие активного внимания.

Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.

Описание задания. Воспитатель: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».

  1. «Ушки на макушке»

Цель: обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать.

Описание задания. В абсолютно тихой комнате попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им удается услышать (шум за окном, скрип форточки и т.п.). Ребенок должен перечислить все услышанные звуки.

  1. «Корректурные пробы»

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал: бланк с заданием (рис 1.).

Описание задания. Ребенку предлагается расставить значки, как в образце.

Рис.1

  1. «Бубен и колокольчик»

Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.

Дидактический материал: бубен, колокольчик.

Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по комнате, во время звучания колокольчика – бегать по ней.

  1. «Бубен, колокольчик, дудочка»

Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов.

Дидактический материал: бубен, колокольчик, дудочка.

Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика – бегать по кругу в противоположном направлении, а во время звучания дудочки – стоять на месте.

  1. «Пульс»

Цель: обучение способности: концентрировать внимание на ощущениях своего тела.

Дидактический материал: секундомер или часы.

Описание задания. Попросить ребенка лечь, закрыть глаза, положить руку на пульс и вслушаться в звуки «внутри себя». Можно попросить ребенка сосчитать количество ударов пульса за 1 мин.

  1. «Узор»

Цель: развитие слухового внимания.

Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш.

Описание задания. Ребенок под диктовку воспитателя рисует узор.

Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх и так до конца строчки.

  1. «Выложи кружочки»

Цель: увеличение объема внимания.

Дидактический материал: два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета.

Описание задания. Воспитатель выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в течение 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил воспитатель. Повторить 2 – 3 раза.

  1. «Погода»

Цель: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке.

Дидактический материал: картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт.

Описание задания. Воспитатель: «Сейчас ты пойдешь гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко (Показывает картинку с изображением солнышка.) Можешь собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать». Упражнение выполнить 5 – 6 раз.

  1. «Мышка – птичка»

Цель: обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции.

Описание задания. Воспитатель называет слово «мышка». Ребенок, услышав это слово, должен присесть на корточки. Услышав слово «птичка», ребенок должен встать и помахать руками. Затем взрослый выполняет действия, не соответствующие словам «птичка» и «мышка», т.е. мешает ребенку правильно выполнять инструкцию. Ребенок должен сосредоточиться только на словесной инструкции и не обращать внимание на помехи.

  1. «Найди отличия»

Цель: развитие концентрации внимания.

Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.

Описание задания. Воспитатель: «Посмотри на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назови, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от Друга».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

  1. «Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Воспитатель показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

  1. «У оленя дом большой»

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.

У оленя дом большой,

Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.

Он глядит в свое окошко.

Руки перед лицом изображают окно.

Заяц по лесу бежит,

Производят движение руками, как при беге.

В дверь к нему стучит:

Кулачком имитируют стук в дверь.

Стук-стук.

— Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.

— Заяц, заяц, забегай!

Лапу подавай!

Вытягивают руки вперед.

Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

  1. «Каскад слов»

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Описание задания. Воспитатель просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем воспитатель называет три слова и т.д.

1) огонь;

2) дом, молоко;

3) конь, гриб, игла;

4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5) крыша, пень, вода, свеча, школа;

6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.

  1. «Что изменилось?»

Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации.

Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты. Другая – с изображением той же ванной комнаты, но предметы на ней переставлены и находятся в другом порядке.

Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение.

  1. «Спрячь игрушки»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: три игрушки.

Описание задания. Воспитатель просит ребенка спрятать три игрушки. При этом ставит ребенку условие, что на следующий день он должен будет вспомнить, куда положил игрушки и найти их.

  1. «Запомни и покажи»

Цель: развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти.

Дидактический материал: (Таблица рис. 2)

Описание задания. В течение 5 с. показывается таблицу с изображением четырех фигур, затем таблица с изображением девяти фигур. Ребенок должен показать во второй таблице фигуры из первой. При этом первая таблица закрывается.

Рис. 2

7. «Рассмотри внимательно»

Цель: развитие произвольного внимания.

Дидактический материал: любая сюжетная картинка.

Описание задания. Воспитатель показывает ребенку любую сюжетную картинку и просит ребенка внимательно ее рассмотреть и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Воспитатель задает вопросы по картинке, например: «Сколько елочек было на картинке? Кто катался с горки?» Ребенок должен ответить на все вопросы.

8.»Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных.

Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Воспитатель предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5-6 раз.

Картотека коррекционных игр

Ляшко Наталья Сергеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 367 г. Челябинска

(МБДОУ «ДС № 367 г. Челябинска»)

воспитатель

Коррекционные игры с агрессивными детьми

«Два барана»

Цель:

Снять

невербальную

агрессию,

предоставить

ребенку

возможность

«легальным

образом»

выплеснуть

гнев,

снять

излишнее

эмоциональное

и

мышечное

напряжение

направить

энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст:

«Рано-рано два барана повстречались на мосту».

Участники

игры,

широко

расставив

ноги,

склонив

вперед

туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга.

Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как

можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо

соблюдать

«технику

безопасности»,

внимательно

следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Тух-Тиби-Дух»

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я

сообщу

вам

по

секрету

особое

слово.

Это

волшебное

заклинание

против

плохого

настроения,

против

обид

и

разочарований.

Чтобы

оно

подействовало

по-настоящему,

необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по

комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам

захочется

поговорить,

остановитесь

напротив

одного

из

участников,

посмотрите

ему

в

глаза

и

трижды,

сердито

произнесите

волшебное

слово:

«Тух-тиби-дух»».

Затем

продолжайте ходить по комнате.

Время

от

времени

останавливайтесь

перед

кем-либо

и

снова

сердито

произносите

это

волшебное

слово.Чтобы

волшебное

слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а

глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В

этой

игре

заложен

комичный

парадокс.

Хотя

дети

должны

произносить

слово

«Тух-тиби-дух»

сердито,

через

некоторое

время они не могут не смеяться.

«Рубка дров»

Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность

после

долгой

сидячей

работы,

прочувствовать

свою

накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время

игры.

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел,

как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В

каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так,

чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить

дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над

головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»»

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в

определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Бумажные мячи»

Цель: Дать детям возможность вернуть бодрость и активность

после

того,

как

они

чем-то

долго

занимались

сидя,

снизить

беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой

лист

бумаги

(газеты)

так,

чтобы

получился

плотный

мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них

выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами

составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете

бросать мячи на сторону противника.

Команда будет такой:

«Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить

мячи,

оказавшиеся

на

ее

стороне,

на

сторону

противника.

Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться

мячами.

Выигрывает

та

команда,

на

чьей

стороне

окажется

меньше

мячей

на

полу.

Не

перебегайте,

пожалуйста,

через

разделительную линию».

Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

Коррекционные игры с обидчивыми детьми

«Жужа»

Цель: Научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать

им

уникальную

возможность

посмотреть

на

себя

глазами

окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не

задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные

бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до

нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает

и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто

обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком

обидными.

Игра «Тренируем эмоции»

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и

чувства.

Взрослый

предлагает

ребенку

(или

группе

детей)

потренироваться

в

выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть

присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1.Радость.

Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

довольный ребенок; счастливая мама.

2.Гнев.

Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино,

когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

3.Испуг.

Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого

лает собака.

Игра «Лото настроений»

Цель:

Развитие

умения

понимать

эмоции

других

людей

и

выражать

собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций.

Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен

узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых

интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

Коррекционные игры с застенчивыми детьми

Коммуникативные

игры

и

упражнения,

которые

помогают

«трудным»

дошкольникам

получить

признание

со

стороны

сверстников,

научиться

ориентироваться

на

их

чувства

и

переживания,

добиться

совместных

результатов в деятельности. Эффективными здесь будут коммуникативные

игры,

в

которых

взрослые

(педагоги

и

родители)

смогут

стать

равными

партнерами дошкольников.

Игра: «Клубочек»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Воспитатель становится в центре и,

намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о

чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит

клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос,

передавая

клубочек

следующему

игроку.

Если

ребёнок

затрудняется

с

ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а

педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все

участники

соединись

ниточкой,

воспитатель

должен

зафиксировать

их

внимание

на

том,

что

все

люди

чем-то

похожи

и

это

сходство

найти

достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Игра: «Поварята»

Цель:

развитие

коммуникативных

навыков,

чувства

принадлежности

к

группе.

Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем

договариваемся, что будем «готовить» — суп, компот, салат и т.д. Каждый

придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь

ещё.

Воспитатель

ведущий,

он

выкрикивает

название

ингредиентов.

Названный впрыгивает в круг, следующий берёт его за руку и т.д. Когда все

дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к

приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с

«продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т.д. Можно имитировать

закипание, перемешивание.

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение

Все

играющие

стоят

или

сидят

в

кругу.

Ведущий

дает

инструкцию:

«Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните

воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно,

через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш

шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на

нем.

Представили?

Я

тоже

представила

ваши

огромные

шары.

Дуйте

осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Штанга»

Вариант 1

Цель:расслабить мышцы спины.

«Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на

полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на

вытянутых

руках,

приподнимите

ее.

Очень

тяжело.

Выдохните,

бросьте

штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

Вариант 2

Цель:

расслабить

мышцы

рук

и

спины,

дать

возможность

ребенку

почувствовать себя успешным.

«А

теперь

возьмем

штангу

полегче

и

будем

поднимать

ее

над

головой.

Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи

засчитали

вам

победу.

Тяжело

так

стоять,

бросьте

штангу,

выдохните.

Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все

хлопают,

поклонитесь

еще

раз,

как

чемпионы».

Упражнение

можно

выполнить несколько раз.

Коррекционные игры для детей с демонстративностью

«Доброе животное»

Цель: Способствовать сплочению детского коллектива, научить

детей

понимать

чувства

других,

оказывать

поддержку

и

сопереживать.

Ведущий

тихим

таинственным

голосом

говорит:

«Встаньте,

пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое,

доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь

подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг

назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два

шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его

большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и

т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть своих сверстников,

оценить

их

и

пережить

чувство

общности

с

ними.

В

этих

играх

могут

участвовать от 2 до 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

«Зеркало»

Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед

детьми

и

просит

как

можно

точнее

повторять

его

движения.

Он

демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его

движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди

«выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо

действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает

наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его

движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а

кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно

испорченное

(или

кривое).

Паре

детей

предлагается

потренироваться

и

«починить» испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям

делать

то,

что

люди

обыкновенно

делают

перед

зеркалом:

умываться,

причесываться,

делать

зарядку,

танцевать.

Зеркало

должно

одновременно

повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень

точно, ведь неточных зеркал не бывает!

«Эхо»

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом

пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет

все,

даже

самые

странные

звуки.

После

этого

дети

разбиваются

на

две

группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо.

Первая группа детей гуськом (по цепочке) «путешествует по комнате» и по

очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: «Ау-у-у-

у», или: «Тр-р-р-р», и т.п. Между звуками должны быть большие паузы,

которые

лучше

регулировать

ведущему.

Он

же

может

следить

за

очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда

следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места

комнаты,

внимательно

прислушиваются

и

стараются

как

можно

точнее

воспроизвести

все,

что

услышали.

Если

Эхо

работает

несинхронно,

т.е.

воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не

искажало звуки и в точности воспроизводило их.

«Волшебные очки»

Взрослый

торжественно

объявляет,

что

у

него

есть

волшебные

очки,

в

которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что

человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие

вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый

называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая

кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас

примерит

очки,

посмотрит

на

других

и

постарается

увидеть

как

можно

больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал».

Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих

товарищей.

В

случае

если

кто-то

затрудняется,

можно

помочь

ему

и

подсказать

какое-либо

достоинство

его

товарища.

Повторения

здесь

не

страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

«Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. «Выигрывает тот,

кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом.

Ведь

это

так

приятно

иметь

самого

лучшего

соседа!

Посмотрите

внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем

хорошего,

что

он

умеет,

какие

хорошие

поступки

совершил,

чем

может

понравиться.

Не

забывайте,

что

это

конкурс.

Выиграет

тот,

кто

лучше

похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

После

такого

вступления

дети

по

кругу

называют

преимущества

своего

соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна

объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не

важен также и «масштаб» этих достоинств — это могут быть и громкий

голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное,

чтобы

дети

заметили

эти

особенности

сверстника

и

смогли

не

только

положительно

оценить

их,

но

и

похвалиться

ими

перед

сверстниками.

Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может

высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной,

можно

наградить

победителя

каким-либо

маленьким

призом

(бумажная

медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Такой приз вызывает даже у самого

себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как

можно больше достоинств.

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто

уже

держали

клубок,

взялись

за

нить.

Передача

клубка

сопровождается

высказываниями

о

том,

что

дети

хотели

бы

пожелать

другим.

Начинает

взрослый,

показывая

тем

самым

пример.

Затем

он

обращается

к

детям,

спрашивая,

хотят

ли

они

что-нибудь

сказать.

Когда

клубок

вернется

к

ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза,

представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и

значим в этом целом.