Как научить ребенка выговаривать все звуки

Не грузите ребенка – будет заикаться!

— Внучке 3 года 3 месяца. Начала говорить, и стала заикаться… Что делать?

— В развитии речи бывает три кризиса. Первый: с года до двух лет, когда идет активное познание, запоминание слов. У ребенка растет активный и пассивный словарь. Если в это время вы будете с ребенком много читать и разговаривать – это может вызвать у него «запинки».

Второй кризис бывает в возрасте от двух до трех лет. Когда идет активное освоение грамматического строя, ребенок задумывается над составлением предложений. Старается из простых предложений составить сложные, использует союзы «чтобы», «потому что». И если в этот период вы даете речевую перегрузку – это может вызвать заикание! Но оно не настоящее, а функционального характера. Просто артикуляционный аппарат ребенка не готов для длинных развернутых высказываний.

Нужно посмотреть анамнез: как проходила беременность, роды, первый год жизни ребенка, какая обстановка у вас дома. Если все нормально, взрослые дружелюбны к ребенку – эти функциональные нарушения пройдут. А вообще лучше ограничить интеллектуальную информацию. Соблюдать режим дня. Обязательно обратитесь в районную поликлинику к логопеду. Он покажет, как работать с дыханием, какие упражнения делать.

Как попасть в логопедический садик

— Дочери 6 лет. Проблемы со звуками «р», «л». «л» заменяет на «в». У нашего папы похожая проблема. Он вместо лук говорит «вук». Часто она говорит: «Папа изришил (разрешил), сатри (смотри)…

— Очень много слов дети «перекраивают»: Вного (много), вулица (улица), небель (мебель). Их обязательно надо поправлять. Делать замечания в хорошей доброжелательной форме. Чтобы поставить звук «л», надо закусить кончик языка так, чтобы был виден краешек нижних резцов. И потянуть звук «ы». Язык при этом расслаблен. «Л» — единственный боковой звук по направлению воздушной струи. Воздушная струйка попадает в щеки.

— Я когда дочь забираю из сада, слышу: у всех детей во рту каша. Да еще и воспитательница плохо говорит, картавит. Это может сказываться?

— Конечно. Ребенок может копировать неправильные звуки, подражать.

— Как попасть в логопедический садик?

— Мама всегда может проконсультироваться по любой речевой патологии у районного логопеда. И если ребенок нуждается в логопедической группе, то логопед направит ребенка районную ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Поймите, логопеду одному с проблемой не справиться, нужны каждодневные занятия дома. Бывает, что ребенка на занятия к логопеду водит бабушка (мама занята), а занимается потом мама. Это неправильно. Мама должна сидеть у логопеда вместе с ребенком. Чтобы на приеме спросить: «А куда вы палец толкаете?», «А как вы ставите язычок?».

— Сын говорит «Бабуска, бозе мой!» Нам 4 года. Это уже на всю жизнь?

— Шипящие исправить можно. У вашего сына идет замена Ш на С, Ж на З. Ш и Ж тоже хорошо поддаются коррекции на занятиях с логопедом. Запомните, все звуки должны появиться к 4,5 годам. До пяти — крайний срок. Хуже со свистящими звуками, когда ребенок не прячет кончик языка за зубами. Это называется стертая дизартрия. Она плохо исправляется, так как затронуты глубинные структуры мозга.

Как правильно составлять предложения

— В декабре дочке 6 лет. Букву «р» не говорим. Вместо рыба – лыба. Это нормально?

— Нет, в этом возрасте это уже патология. Надо идти к логопеду и ставить правильное произношение. Я могу дать упражнения. Но этого недостаточно. Нужно работать индивидуально с логопедом. Причем вместе с мамой.

— Как научить ребенка правильно составлять предложения?

— С опорой на картинки. Хотя методов много. Картинка — самый простой. Начинаете с вопроса. Что нарисовано на картинке? (там изображена скамейка в парке – прим.ред.) и помогаете — «скамейка». Как ты думаешь, она лежит, валяется, стоит? Ребенок отвечает «стоит». Как ты думаешь, где стоит эта скамейка? Посмотри, растут деревья, аллеи с цветами, здесь люди сидят, отдыхают. Это парк? Это лес? И помогаете составить предложение «Скамейка стоит в парке». А давай мы слово парк – избитое и известное – заменим на слово сквер.

— Она некоторые слова повторяет по два раза…

— Это не страшно. Она просто подбирает слово. В этом возрасте повторы возможны, ребенок набирает свой словарь.

ВИДЕОУРОК

Как научить ребенка распознавать гласные звуки

Поделиться видео </> xHTML-код

Как быстро научить ребенка распознавать гласные звуки.Валерий ЗВОНАРЕВ

О дисграфии

— Закончили 1 класс. В тетрадях куча ошибок: ребенок пропускает слоги. Классная преподавательница считает, что это дисграфия…

— Надо делать детальный анализ письма. Взять тетрадки (где больше ошибок) и на прием к логопеду. Классическая дисграфия: замена одних букв на другие. Б на П, Ш на С , Р на Л. Что вас должно насторожить? Пропуск букв (бывает при стечении согласных). Пропуск гласных. Может быть слитное письмо. Или нет точек, либо нет больших букв. Может путать написание букв с одинаковыми элементами (м-л, в-д, б-д, т-п, с-э). А в устной речи у таких детей все может быть нормально. В основе работы с дисграфиками — звукобуквенный анализ, либо анализ предложения. Нарушения письма могут быть на фоне недоразвития фонематического слуха или общего недоразвития.

В зависимости от этого строится и коррекционная работа. В первом случае достаточно звукобуквенного анализа, а во втором этого недостаточно, нужно работать со словарем и над грамматическим строем речи.

— Может заставлять сына больше читать?

— Нужно. А то наши дети все больше играют в компьютер. А там букв мало, в основном игры-стрелялки…

Что делать, если ребенок онемел

— У сына после травмы (ножевое ранение, была повреждена сонная артерия) пропала речь. Скажите, кто работает с такими пациентами?

— Это заболевание называется афазия — распад речи. Бывает после травмы, ДТП, нейрохирургических операций, после инсульта. Когда затронуты сенсорные и моторные центры речи. У детей достаточно быстро восстанавливается. В ГКБ №1 занимается фонологопед Султанова Марзия Шайдуловна, в ГКБ №3 – афазиолог Чернецова Светлана Михайловна.

КСТАТИ

Как должен расти словарь ребенка

До 1 года.

С 1 года до двух.

С 2 до 3 лет.

Малыш должен научиться рассказывать стихи. Строить сложные предложения. Улавливать причинно-следственную связь. В 3 года логопеды смотрят, правильно ли ребенок произносит звуки С, З, Ц. (группа свистящих). Иногда бывает так: ребенок меняет «собаку» на «тобаку». Но при этом он в курсе, как зовут маму и знает, что есть утка, а есть селезень. С таким интеллектом «с» встанет на место!

С 3 до 4 лет.

Должен знать обобщающие слова. Спросите его, что относится к мебели, посуде (пусть перечислит). Мы обращаем внимание на общее интеллектуальное развитие. С произношением звуков пока могут быть проблемы.

В 4,5 – 5 лет.

Созревают мозговые структуры. Все звуки должен говорить правильно!

6 лет.

В книжных магазинах продают Тесты для поступающих в школу. Проверьте своего ребенка. Бывает, я спрашиваю: «А куда, малыш твоя мама кладет хлеб, чтобы он не зачерствел?» Отвечают: «В ведро», «в мешок». Мамы при этом тушуются. Редко кто отвечает: «в хлебницу». Но логопедов не волнует, есть этот предмет в доме или нет. У вас нет слона, но ребенок должен знать, кто такой слон. Причем, знать, что есть слоны и слонихи, как у людей дяденьки и тетеньки… А после хлебницы я спрашиваю: «А как называется вазочка, в которую мама кладет конфеты? А сухарики? А как называется человек, который рубит дерево? Ловит рыбу. Как разделить слово «мясорубка?».