Как стирать и отбелить кимоно в домашних условиях

Особый вид спортивной одежды, без которой невозможно представить тренировки восточных единоборств — кимоно.

Эта легкая, изготовленная только из натуральных тканей одежда не стесняет движения, комфортная в носке и устойчивая к износу.

Сохранить подольше первоначальный внешний вид одежды помогут секреты правильной стирки. О том, как стирать кимоно (для дзюдо, каратэ) в стиральной машине и руками, расскажем в статье.

Можно ли и как часто?

Стирают кимоно часто. Все дело в том, что напитанная потом одежда не очень приятно пахнет, смотрится неопрятно.

Нет никакой необходимости стирать кимоно руками или в машине после каждой тренировки. Достаточно сполоснуть одежду под проточной водой и вывесить сушиться.

Машинную стирку проводят не чаще одного раза в месяц (это поможет сохранить прочность и структуру ткани).

Секреты стирки

Стирать кимоно можно как руками, так и воспользовавшись стиральной машиной.

Единственное что, независимо от выбора способа стирки, необходимо:

  • четко придерживаться температурного режима (не более 40С),
  • никогда не стирать вместе белое и цветное кимоно,
  • максимально бережно отжимать спортивную одежду.

Игнорирование этих простых советов может стать причиной окончательной порчи изделия.

В стиральной машине

Чтобы сохранить форму и плотность спортивной одежды необходимо придерживаться четкой последовательности этапов машинной стирки:

  1. Перед тем как загрузить одежду в барабан стиралки, избавляются от въевшихся загрязнений.
  2. Выставляют необходимую температуру: для натуральных тканей — не более 35-40С, для спортивной одежды из тканей смешанного состава допускается температура 40-50С.
  3. В специальный отсек засыпают порошок. Для белых кимоно используют жидкое моющее средство в сочетании с кислородным отбеливателем. Для цветной спортивной одежды идеально подходят специальные порошки для цветных тканей.
  4. Выставляют необходимый режим стирки: деликатный или синтетика.
  5. Отжим — не более 500 оборотов (если кимоно пошито из тканей смешанного состава). Для натуральных материалов машинный отжим запрещен (функцию отключают).
  6. Подготовленную одежду аккуратно складывают и загружают в барабан стиралки (цветной пояс стирают отдельно).
  7. После стирки спортивную одежду необходимо сразу же вынуть и развесить сушиться.

Руками

Деликатная, щадящая ручная стирка поможет быстро вернуть кимоно чистоту и свежесть без ущерба для формы и цвета изделия.

Алгоритм действий:

  • таз или ванную наполняют теплой водой (температура не выше 40С), добавляют жидкое моющее средство или порошок;
  • грязное кимоно выворачивают на изнаночную сторону и погружают в мыльный раствор на несколько часов;
  • после аккуратными, сжимающими движениями изделие стирают, особое внимание уделяя ткани на воротнике, манжетах и подмышками;
  • постиранное изделие тщательно выполаскивают, два-три раза, до полного устранения мыльного раствора из ткани;
  • кимоно аккуратно отжимают и вывешивают сушиться.

Нужно ли замачивать?

Если спортивная одежда очень грязная, то перед основной стиркой ее необходимо замочить.

Цветное кимоно погружают в теплую воду (комнатной температуры) на полтора-два часа. Для лучшего отстирывания грязи в воду добавляют несколько ложек стружки хозяйственного мыла.

Белую спортивную одежду замачивают на полчаса в содовом растворе (в 10 л воды растворяют 2 ст.л. соды).

Устранение пятен с кимоно

Белые вещи, помимо своей нарядности, требуют к себе не мало внимания. Казалось бы, постирал костюм и готово. Но с каждой стиркой изделие теряет привлекательность, тускнеет, а желтые пятна бросаются в глаза.

При выборе кимоно в магазине, перед вами стоит выбор: купить дешевле, или дороже. Но кто задумывается о качестве товара? Дорогостоящие изделия проходят этап отбеливания еще на фабрике. Такое одеяние долгое время сохраняет белоснежность и за ним легче ухаживать. Увидеть различие между двумя кимоно, можно спустя уже 3-4 стирок.

Чтобы отстирать пятна, которые в основном появляются от потовыделений, необходимо использовать отбеливатель. При выборе средства, убедитесь, что в его состав не входят хлорсодержащие вещества.

Чтобы форма стала вновь как новая, проделайте следующие действия:

  • застирайте сначала проблемные места с подходящим отбеливателем;
  • затем постирайте все изделие в стиральной машине;
  • высушите костюм и, при необходимости, прогладьте его.

Кроме желтизны, существует и проблема со стойким запахом кимоно.

Чтобы решить этот вопрос, предусмотрены некие правила:

  1. Не храните обмундирование для единоборств в спортивной сумке. Обязательно вынимайте и просушивайте одеяние на свежем воздухе в вертикальном положении.
  2. Если форма слишком мокрая после занятий, лучше сполоснуть ее в прохладной воде, а затем высушить.
  3. При появлении затхлого запаха, прополощите одежду с парой ложек столового уксуса.
  4. При очередной стирки в машинке, используйте ополаскиватели, смягчители и другие средства, которые обладают стойким ароматом.

Конечно же, если вы не бережно отнеслись к уходу за своим кимоно, и вы не можете избавиться от стойких пятен и неприятного запаха – время обратиться в химчистку.

Как почистить пояс?

Неотъемлемая часть костюма бойца восточных единоборств — пояс. В зависимости от уровня мастерства подбирается пояс определенного цвета.

Игнорировать уход за поясом не стоит, так как грязный элемент костюма на фоне белоснежного кимоно портит общее впечатление о внешнем виде бойца.

Проще всего стирать белый пояс. Его помещают в специальную сетку (или наволочку) и загружают в барабан стиральной машины вместе с кимоно.

Цветные пояса стирают по следующей схеме:

  1. В таз наливают теплую воду (не боле 40С) и добавляют порошок или жидкое моющее средство для цветных тканей.
  2. Пояс погружают в мыльный раствор и оставляют отмокать на десять – пятнадцать минут.
  3. После пояс хорошенько мнут, а при необходимости обрабатывают особо загрязненные места щеткой и хозяйственным мылом.
  4. Постиранный пояс полощут в чистой проточной воде и вывешивают сушиться.

Отбеливают кимоно и пояс одновременно. Это поможет избежать ситуации, когда отдельные части одного костюма для единоборств отличаются по оттенку.

Как удалить различные пятна?

Рецепт избавления зависит от типа самого пятна.

  1. Разводы пота с цветной ткани поможет удалить водочный раствор (водка и вода смешиваются в пропорции 1:1). Достаточно замочить грязную вещь в приготовленном растворе и оставить на полчаса. После изделие стирают обычным способом.
  2. Удалить пятна крови с белого кимоно поможет перекись водорода. Достаточно обильно смочить пятно перекисью, выждать пока произойдет реакция, убрать загрязнение ватным спонжем.
  3. Избавиться от пятен травы поможет хозяйственное мыло. Загрязнение натирают мылом и оставляют на десять – пятнадцать минут в покое. После одежду стирают в основном режиме.
  4. Избавиться от желтых пятен поможет перекись водорода и нашатырь (смешиваются в равной пропорции). Полученный раствор разводят в воде (на 10л 3-4 ложки), в которой замачивается кимоно. Через час, одежду стирают в обычном режиме.
  5. Если на белом изделии после стирки появилось пятно ржавчины, вывести его поможет лимон. Необходимо завернуть кусочек лимона в марлю и бумажную салфетку, приложить к пятну и прижать горячим утюгом.

Как вернуть цвет?

Вернуть первоначальную белизну и свежесть можно следующими способами:

  1. Намылить ткань хозяйственным мылом и оставить одежду на два часа в покое. После изделие можно стирать обычным способом.
  2. Зола лиственных пород дерева — отличное народное средство для отбеливания натурального хлопка и льна.

    Золу засыпают в марлевый мешочек и помещают в барабан стиральной машины вместе с грязной одеждой.

  3. Солевой раствор поможет быстро вернуть белизну кимоно из хлопка. В 10 л волы растворяют 2 ст.л соли, в полученный раствор помещают изделие на полчаса. После одежду стирают обычным способом.
  4. Раствор из перекиси водорода (2 ст.л.), аммиака (1 ст.л.) и воды (10 л) помогает справиться не только с серым оттенком застиранной вещи, но и застарелыми пятнами. Кимоно погружают в приготовленный раствор, оставляют его на сорок минут, после чего стирают руками или в машинке.

Основное правило, которое необходимо запомнить, чтобы избежать окончательной порчи изделия: потерявшее белизну кимоно нельзя отбеливать средствами содержащим хлор. Результатом таких действий станет еще больше посеревшая ткань изделия.

Как убрать запах?

Кимоно, напитанное потом, начинает неприятно пахнуть. Удалить запах пота поможет один проверенный способ: достаточно замочить одежду в воде с уксусом (на 10 л воды 2 ст.л. уксуса). После замачивания одежду тщательно выполаскивают и вывешивают сушиться.

Минимизировать появление неприятного запаха помогут следующие рекомендации:

  • после каждой тренировки кимоно необходимо вынимать из сумки и раскладывать для просушки;
  • после каждой тренировки одежду необходимо споласкивать под проточной, прохладной водой;
  • сушка на морозе поможет быстро избавиться от неприятного запаха пота даже без стирки.

Как высушить?

Кимоно, пошитое из натуральных тканей категорически запрещено сушить в машине-автомат, сильно выкручивать, растягивать. От подобных действий ткань растягивается и теряет форму, первоначальный внешний вид.

Основные правила сушки:

  1. Сразу после машинной стирки одежду необходимо вынуть из барабана и вывесить сушиться. Промедление может привести к образованию на ткани заломов и складок, избавиться от которых будет очень сложно.

    Также долгое нахождение влажного кимоно в стиралке может стать причиной появления очень неприятного, затхлого запаха, вывести который можно только повторным перестирыванием.

  2. Влажную одежду аккуратно встряхивают и вывешивают сушиться на открытом воздухе, в затемненном, хорошо проветриваемом месте.
  3. Запрещено сушить кимоно на батарее, вблизи открытого огня.

Спортивная одежда из натуральных тканей сохнет долго, потому стоит запастись терпением и вторым комплектом сменной формы для тренировок.

Советы

Рекомендации при уходе за изделием следующие:

  1. Категорически запрещено стирать кимоно в горячей воде. Под воздействием высоких температур изделие может уменьшиться в размере.
  2. Сделать ткань мягкой и приятной на ощупь поможет кондиционер, добавленный в воду при полоскании.
  3. Нельзя замачивать кимоно в горячей воде. Под воздействием высоких температур грязь еще больше въедается в волокна ткани, и спортивная одежда приобретает серый оттенок, застиранный вид.
  4. Независимо от состава ткани, автоматическая сушка для кимоно не допустима.

Регулярный, правильный уход за кимоно поможет надолго сохранить его первоначальный внешний вид.

Сегодня мы продолжим рассказ о символике цвета в японской культуре и значении основных цветов.
С первой частью можно ознакомиться здесь: http://color-harmony.livejournal.com/227283.html?thread=9119443
При репосте или копи-пасте ссылка обязательна. За картинки и фото спасибо Pinterest и интернет.
БЕЛЫЙ цвет.
Белый цвет был священным, божественным цветом и император как потомок бога на главные синтоиские ритуалы надевал белые одеяния.
ПРи этом по буддийским представлениям белый считался цветом небытия, смерти. Тем не менее, в повседневной жизни, японцы чаще руководствовались синтоискими представлениями в использовании цветов.
Традиционный головной убор и одежда невесты – белые — как символ духовной и физической чистоты и желания воспринимать новые цвета в создаваемой семье, одевается также для того, чтобы уберечь будущую жену от развития негативных качеств – сварливости, гнева.
ЧЕРНЫЙ цвет.
Черный – традиционный мужской цвет в Японии (для воинского сословия, для мужского свадебного наряда, для праздника мальчиков). И здесь мы видим противоречие с китайской системой 5 элементов, где черный отождествлялся с иньским началом.
Синтоистские священнослужители носят черные шапочки, как символ просвя(е)щенности.
Часто родители и родственники одевают на свадьбу черные кимоно с вышитыми цветами и птицами (но не гербом).
КРАСНЫЙ цвет.
VI- XVIII века можно назвать эпохой буйства красного в Японии.
«Мы, люди, наполняемся благоговением, когда розовое солнце появляется над горизонтом даря тепло, а значит жизнь или наоборот, касаясь линии, нагоняет страх перед неизвестностью. Мы можем контролировать огонь и использовать его для обогрева и приготовления пищи. Вот почему мы чувствуем определенное почтение перед солнцем и огнем». Так писал о красном символе Японии — Солнце — один из японских философов.
До сих пор японцы часто используют красный цвет. Множество древних храмовых построек имеют красный цвет. Самыми известными из них являются главный зал замка Сюри, а из современных построек — Токийская телебашня. Одежда монахов была красного цвета, по сей день каменные и бронзовые фигуры божеств, стоящих на территории храмов, покрывают красной материей в виде одежд. В период праздников столы для торжеств в храмовых комплексах покрывали красными полотнами и коврами.
Красным цветом также окрашивали различные праздничные сувениры и обереги. Например, талисманы, призванные защищать детей, представляли собой небольших коровок, окрашенных в красный цвет (Aигурки игрушки акабеко (красная корова)появились в конце 16 начале 17 вв. Долгое время люди верили, что акабеко способна уберечь от оспы и других болезней. Является амулетом для детей.)
Символика красного: мир, безопасность, процветание семьи. Позже к значению добавляется власть и богатство. Цвет праздника.
В театре Кабуки красные полосы на лице актеров означают справедливость, доблесть, а алые – магию, колдовство.
Красный – цвет лета.
АОЙ = Сине-зеленый-голубой.
При помощи данного слова обозначаются все оттенки синего, голубого и зеленого.
XVIII- XIX вв. — эпоха синего. Сёгуны требовали, чтобы каждый класс имел свой собственный вид одежды, часто издавались указы, запрещающие потворство роскоши. Большая часть населения ходила в сером и синем. Индиго был практически единственным доступным красителем. Техника крашения тканей передавалась из поколения в поколение исключительно по материнской линии, потому что это была одна из основных обязанностей японской женщины.
Конечно же, в столичных мастерских, прежде всего в Киото, мастера владели и другими секретами крашения привезенных из Китая и Кореи. Ткани и сделанные из них кимоно представляли произведения высочайшей ценности. Но женщины из крестьянских семей не имели ни времени, ни возможности на такие изыски. Использование индиго привлекало своей простотой, доступностью и прочностью окраски. В Японии до сих пор сохранилась эта техника крашения тканей, которые имеют оттенки от глубокой синевы цвета неба и моря, символа высоты и глубины до ярчайшей голубизны.
Цвет бесконечности и всего мистического. Не является праздничным цветом, часто используется в посведневности. Синий цвет широко использовался в одежде простого народа в связи с доступностью красителя и широкой гаммы оттенков.
В театре Кабуки лица отрицательных персонажей украшают синие узоры.
Хотелось бы сказать несколько слов об особенности японского цветовосприятия. Главным является желание различать большое количество оттенков. С точки зрения фактов: основным сырьем для получения красителей в Японии были растения и минеральные пигменты, и практически все из них после первого окрашивания ткани давали только легкий оттенок. Цвета получались не только светлыми, но еще и не всегда яркими, чаще всего с сероватым оттенком. Данное обстоятельство сильно повлияло на формирование цветового восприятия японцев. Люди были способны различать гораздо более тонкие нюансы одного цвета, чем мы различаем сейчас (еще и потому что современный человек привык к ярким цветам), и умели составить такие сочетания, в которых каждый оттенок был бы выгодно подчеркнут. Конечно, насыщенные и яркие цвета в костюме тоже присутствовали, но редко, потому что на их фоне терялись все остальные. Кроме того, придворные пользовались многочисленными трактатами, где описывались сезонные сочетания многослойных одеяний, потому что соблюдение этих правил было так же важно, как следование ранговому регламенту.
В искусстве в контексте данной особенности цветовосприятия были популярны образы, просвечивающие через ширму, воду, растения. Часто этому приписывался мистический и философский контекст.
В связи с этим становится понятным многослойность в одежде — когда нижний цвет просвечивается через верхнюю одежду, создавая нежный, светлый или же мягкий оттенок.
Список использованной литературы:
Шиманская А. Семиотика цвета в культуре Японии (диссертация). М.-2014.
Манаенкова Е.С. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В КУЛЬТУРЕ ЯПОНИИ. // http://www.scienceforum.ru/2013/155/1766
МЕДКОВА Е. Ключи к символике японского изобразительного искусства. //http://art.1september.ru/article.php?ID=200801304
Хованчук О. А. Особенности формирования японского традиционного костюма и эстетического мировоззрения. // Ойкумена. 2009. № 4
Япония в цвете: краски Японии . http://russia-n.nmjapa.ru/iro
Кручина Е. Panasonic Ideas for Life. Информационно-развлекательный журнал, N 8 (2005)
Запрещенные цвета. http://vk.com/wall-54773270_100
(Макото Аока. Японские цвета. Токио. 1979)
Антропология цвета. //