Конспект НОД по ОО «Коммуникация» в старшей группе. Составление описательного рассказа с опорой на план-схему по теме «Птицы»

ЛЮБОВЬ КИКОНКОВА
Конспект НОД по ОО «Коммуникация» в старшей группе. Составление описательного рассказа с опорой на план-схему по теме «Птицы»

Цель: составление описательного рассказа с опорой на план –схему.

Задачи:

-Расширять представления детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании, передвижении)

-Умение обобщать название птиц одним словом – зимующие, перелетные птицы.

-Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

-Развивать тактильные ощущение.

Образовательная область речевое развитие:

-Развивать монологическую, связную речь, умение отвечать на вопросы развернутым предложением.

-Упражнять детей в умении составлять описательные рассказы, используя при этом плане – схему.

— Умение подбирать признаки и действия птиц, подбирать предлоги.

-Умение образовывать слова.

-Расширять и активизировать словарь детей.

— Умение обобщать название птиц одним словом – зимующие, перелетные птицы.

-Развивать умение детей работать по условным знакам (мнемосхемы).

Образовательная область социально коммуникативное развитие:

-Воспитывать доброе и заботливое отношения к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь.

-Воспитывать умение слушать рассказы других детей.

Оборудование и материал: маленький и большой клубок ниток, мешочек с семенами, семечками, с хлебными крошками, иллюстрации с изображением

зимующих и перелетных птиц; звуковая запись голосов птиц. Схема для составления рассказа о птицах; разрезные картинки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации о птицах, Энциклопедии; наблюдения на прогулке; чтение рассказа В Бианка «Про птиц», «Синичкин календарь», Г Снегирев «Птицы нашего леса», стихотворение В. Берестова «Сова и синица».

Формирование умений детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Наш педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет или явление происходит очень медленно и трудно. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, дошкольник может строить по ним свой рассказ.

Так, в качестве универсального вспомогательного средства для моделирования дошкольниками описательного рассказа педагогам предлагаются графические планы – схемы, которые разрабатывались, уточнялись и применялись автором логопедом Ткаченко Т.А. на практике с 1983 года (первая публикация схем в журнале «Дошкольное воспитание» № 10 за 1990 год). С методикой Ткаченко можно познакомиться .

Использовать такие опорные схемы с нашими особенными детьми мы начали давно, раньше мы покупали специальные пособия, в которых предлагались готовые красочные схемы, затем мы находили их на просторах интернета, распечатывали и в нашей группе собралась огромная картотека таких схем на все случаи жизни так сказать.

Сегодня я решила создать страничку в помощь воспитателям, логопедам, дефектологам со схемами, это позволит нам сэкономить время при подготовке к организованной и игровой деятельности. А мне такая онлайн-картотека позволит сэкономить место на ноутбуке. Вы можете скачать и распечатать схемы дома, есть разные варианты- выбирайте по вкусу.

Я не создавала эти схемы-алгоритмы сама, я их только собрала на одной странице. Спасибо огромное тем, кто создавал эти так нужные всем в работе пособия.

Ход мероприятия:

1 Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей.

Поздороваемся с ними.

2 Эмоциональная настройка.

Воспитатель: Какое у сегодня настроение? (ответы детей)

Воспитатель: И у меня хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руках клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу, и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубок друг другу из рук в руки)

Может, и гостям нашим передадим клубочек, пусть они тоже пожелают сто – нибудь хорошее. Посмотрите, что произошло с нашим клубочком? Мы передали клубочку наше хорошее настроение, и он от этого увеличился и стал большой. Оставим клубочек и наше хорошее настроение до конца дня.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я вчера увидела в магазине интересную книгу, и купила, мне очень хочется рассмотреть книгу. (рассматриваем).

— Как вы думаете, о чем говорится в этой книге?

(Дети определяют по картинкам о чем говорится в книге)

— А каквы определили, что это птицы? (ответы детей)

Воспитатель: Я в книге прочитала интересное слово ПЕРЕЛЕКТНЫЕ ПТИЦЫ, что же оно обозначает ПЕ-РЕ-ЛЕТ-НЫЕ

(ответы детей)

-Вы можете принести мне картинки с перелетными птицами?

-Может вы даже сможете мне их назвать…

— А что, все,все, птицы улетают в теплые края?

(Ответы детей)

-А вы можете себе представить, что будет, если все птицы улетят?

(Ответы детей)

— А как можно одним словом назвать всех птиц, которые у нас остаются зимовать…

А где мы можем увидеть зимующих птиц?

Ответы детей в лесу, в парке, на нашем участке…

-Ребята, а у меня к вам предложение, я предлагаю представить, что мы в лесу.

Скажем волшебные слова Раз, Два, Три, повернись и в лесу очутись.

«Лес» слышится голос птиц зимующих воробей, ворона, дятел

-Чье это пение? Каких птиц мы слышим? Ответы детей.

-Ребята вы молодцы. Посмотрите как много птиц на деревьях

Игра «Найди лишнее»

(На деревьях птицы снегирь, сова, дятел, сорока, синица, ворона, воробей, свиристель, ласточка)

Дети называют лишней – ласточку.

Как вы думаете, почему ласточка не улетела?:

Ответы детей

Как мы можем ей помочь? (Ответы детей)

-Птицы все такие разные, но что то же их объединяет?

(ответы детей)

Да вы правы у птиц тело покрыто перьями, у них два крыла, клюв, лапки, хвост.

-Что может делать птица?

Ответы детей (летать, прыгать, махать крыльями, петь, вить гнездо)

-Ребята а, это что за птица? Вы знаете эту птицу? Я не знаю, а где можно о ней все узнать?

Ответы детей.

Да у нас же есть замечательная книга, мы можем посмотреть в ней.

Находим это филин.

Он занесен в красную книгу, как вы думаете почему? (как очень редкая птица)

Филин из семейства совиных. На голове большие «уши» из пучков перьев, расположенных над глазами. Вьют гнезда на земле в небольших ямках, укладывают еловыми ветками, кладут от 2 до 65 яиц. Питаются филины в основном мышевидными грызунами, может поймать и зайца.

Игра «Укрась слово»

-Птицы какие? Шустрые, шумные, красивые, бойкие, нарядные, пестрые, важные….

У каждой птицы свой характер, Филин предлагает вам поиграть в игру «Изобрази птицу».

Скажем волшебные слова Раз, Два, Три, покружись и в птичку превратись

Звучит музыка, дети изображают птиц каждый по- своему.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернемся назад.

Волшебные слова Раз, Два, Три, покружись и в ребяток превратись.

Неожиданно раздается крик сороки (аудио запись)

-А это же любопытная сорока к нам пожаловала

На руке педагога игрушка – сорока.

-Что делает сорока?

-Сорока к дереву что делает (подлетает)

-От дерева к дереву (перелетает)

-Сорока за дерево (Залетает)

-Из-за дерева (вылетает).

И улетает.

Ребята, что то я замерзла, поздней осенью, какая может быть погода?

Ответы детей.

Я предлагаю, нам скорей возвращаться в группу, пока мы не простудились.

Вспоминаем волшебные слова Раз,Два, Три, покружись и в группе очутись.

Что бы согреется нужно поиграть, но прежде чем играть нам необходимо разбиться на пары, разбирайте по одной фишке, и найдите себе пару.

Игра «Собери картинку» разрезные картинки птиц, дети парами собирают картинки.

А теперь по схеме нужно составить рассказ от птице на картинке которую вы собрали.

На таблице схемотично изображена последовательтность рассказав.

Составление описательного рассказа о птицах по опорно схеме.

в начале изображен

Знак вопроса – нужно сказать, как называется птица.

затем два круга, большой и маленький. – надо сказать, какого размера птица, большая или маленькая.

Следующая схема строение птицы какой у нее клюв, какие лапки, перья.

Разноцветные кляксы – об окраске птицы.

-Чем питается, где живет, зимующая или перелетная.

Схема показана на Экране телевизора.

-Вы все хорошо справились с заданием.

-А как вы думаете птицам легко добывать корм?

Что мешает им? Как можно помочь им? Что нужно для этого делать?

Ответы детей. Развешиваем кормушки

Ребята у меня в мешочках различные угощения для птиц. Вы руками определяете на ощупь, что лежит в мешочке и называете, что там лежит.

И для какой птицы угощение.

хлебные крошки –любят воробушки

ягоды шиповника, рябины – любят снегири.

сало – любят синички

А вот ворона всеядная птица.

Мы сейчас с вами оденемся и пойдем на улицу, возьмем угощения для птиц.

Каких птиц мы пойдем кормить? (зимующих)

Почему из так называют? (потому что они зимуют, не улетают)

Вы сегодня молодцы!