Небылицы для детей 1-3 класса

Содержание

Счастливый ребенок 30.05.2019

Дорогие читатели, знаете ли вы, а что такое небылицы? Это забавные стихотворения, в которых правда искусно переплетена с выдумкой. Часто в них описываются события, которые в реальной жизни никак невозможны. Для чего же нужны небылицы, и почему они так нравятся детям? Эти, на первый взгляд нелепые и легкомысленные стишки невероятно полезны! Они развивают детскую фантазию, чувство юмора, способствуют расширению кругозора, тренируют память и внимание, оттачивают логическое мышление.

Судя по тому, что такой жанр, как небылицы или нелепицы придуман очень давно, наши предки прекрасно знали об их пользе. Свидетельство тому – множество сохранившихся народных небылиц. Ведь в такой игровой форме детям гораздо легче запоминать новую информацию и познавать закономерности окружающего мира.

Мы подготовили для вас подборку небылиц для детей разного возраста, коротких и длинных, попроще и посложнее. Они могут пригодиться для длинной дороги, беседы на прогулке, их можно использовать в различных конкурсах и викторинах, с ними можно просто весело и с пользой провести время.

Встаю я под вечер, а утром ложусь…

Чтение небылиц для детей — прекрасное семейное развлечение. Детворе любого возраста будет интересно найти – что здесь правда, а что – веселая выдумка.

Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.

***

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
И рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.

***

Небывалая сторонка
На сторонке той медведи
Грустно лапу не сосут.
Пчелы добрые соседи,
Им в подарок мед несут.
Волк живет там недалече,
Но его не слышен вой,
Он не трогает овечек,
Он питается травой.
Что там шапка-невидимка!
Здесь повсюду чудеса:
Подивись, как спят в обнимку
В норке зайчик и лиса.
Как же не мечтать об этом?
Все живут в согласье там?
Мыши ходят за советом
К добрым ласковым котам.

***

Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сьплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.

***

Плыл по морю пароход,
Рыбы плавали в реке,
Кот мурлыкал на песке,
По тропинке пешеход
Шел с кошелкою в руке,
Шел, шел, шел …
Вдруг поднялся сильный ветер,
Перепутал всё на свете,
И на том же самом месте:
Плыл по морю пешеход,
Кот барахтался в реке,
Рыбы грелись на песке,
По тропинке пароход
Шёл с кошёлкою в руке.
Вот!
Р. Фархади

***

С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
Над землей арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
-Я горчица, я лимон!
Я закрылся на ремонт!
Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!

***

Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.

Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.

Волк за облаком летит,
Пляшут мыши в кружке.
А на дне реки сидит
Под зонтом лягушка.

Над веселой небылицей
Солнце синее резвится.
А в зеленых облаках
Слоник ездит на коньках.
Ирина Гурина

***

Я, ребята, как-то раз
Подружился с карасём.
Приходил ко мне карась
Поболтать о том о сем.
Он умел плясать гопак,
Песни пел народные
И готовить был мастак
Блюда превосходные.
Шил, вязал и вышивал —
Крестиком и гладью.
Как он это успевал —
Не могу понять я.
Был во всех делах он смел
За любое брался…
Только плавать не умел
И воды боялся.

***

Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!

***

Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка.

***

Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка ,
А ещё была у них
курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё —
два козла:
Сивка да Бурка!
Юрий Чёрных

***

Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидьши росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

Рассказы — небылицы

Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом

  1. Найди небылицы.
  2. Переделай рассказ так, как бывает на самом деле.

Небылица про Машу и маму.

Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.

Небылица про зайца.

Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.

Огромная небылица.

Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:

Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.

Говорит крокодилище:

Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.

Небылица про умного Ваню

Услышал Ваня, что в лесу рыбное болото есть. Там даже крокодилы водятся. А рыбы видимо-невидимо. Собрался Ваня на рыбалку. Надел рубашку с короткими рукавами, чтобы комары не покусали. Обулся в сандалии, чтобы ноги не промочить. Взял ведро без дна — рыбу домой нести. Сосед спрашивает:

Чем рыбу ловить будешь?

Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.

Много ли рыбы наловит Ваня?

Рано утром, вечерком, поздно на рассвете…

Короткие небылицы для детей дошкольников можно читать вместе с малышами, использовать как считалочки в игре, разучивать на память. Все это позволяет развивать память, кругозор и детскую фантазию.

Шла лиса, мела хвостом
И трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.

Вдруг ворона прилетела
С волчьими зубами.
Пироги с малиной ела
Закусив грибами.

***

Сидит ежик на сосне –
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка

***

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Море с пирогами.

***

Жил высокий гражданин
Маленького роста.
И ходить ему в окно
Было очень просто.
Раз в морозный летний день
Утречком под вечер
Изнывая от жары
Вдруг залез на печь он.

***

Однажды я видел, как в цирке слон
Прыгнул прямо с земли на балкон,
Потом он допрыгнул до самых небес
И до сих пор оттуда не слез.

***

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.
Зоя Александрова

***

Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь подгоняет мужика кнутом.

***

По реке бежит буфет,
В нем лежит
Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!
Юрий Мориц

***

В детстве увидел и помню поныне:
Кошка шила на швейной машине,
Вдруг взбунтовалась ее машина
И кошке лапу к шитью пришила.
Алексей Сергеев

***

Ехал, ехал по дорожке
Тимошка в лукошке,
Петька в сапожке,
Кузька на одной ножке,
Сенька в стакане,
А Ваня на таракане.

***

Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Я видел утку и лису,
Что пироги пекли в лесу,
Как медвежонок туфли мерил
И как дурак всему поверил!
Самуил Маршак

***

Чтоб чуть-чуть повеселиться,
Расскажу вам небылицы:
К нам вчера забавный слон
Приземлился на балкон.
Залетел на огонек
Как огромный мотылек.

***

Гром гремит по улице.
Едет поп на курице!
Тимошка на кошке по кривой дорожке!
Сел задом наперед и поехал в огород!

Чтоб чуть-чуть повеселиться, расскажу вам небылицы…

А как здорово будет, если у малыша получится придумать небылицу самостоятельно! Конечно, справиться с рифмой будет сложновато, но выход есть. Предложите ребенку заготовку, куда нужно будет вставить неожиданное слово. Это и простор для фантазии, и отличное развлечение!

Злой … (кабан или баран) сидел на ветке
И чирикал со своей соседкой
Как вчера он у болота
Встретил синего … (бегемота).
Тот взобрался на сосну
И хотел поймать … (лису или осу).

***

На березе сидит … (заяц, ёж),
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему … (медведь или осёл),
Слушает, вздыхает.

***

Между небом и землёй
… (поросёнок) рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

***

***

Трах-тах, тарарах,
Едет … (мышка) на … (ежах).
— Подожди колючий … (ёж),
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, … (ёж)!

***

Сидит … (белка) на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, … (синичке),
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

***

Шла изба по мостику
И махнула … (хвостиком),
Зацепилась за перила,
Прямо в … (речку) угодила.
В речке шум, в речке звон!
Кто не верит – выйди вон!

***

***

Есть сладкое слово — ракета,
Есть быстрое слово — … (конфета).
Есть кислое слово — вагон,
Есть слово с окошком — … (лимон).
Есть слово колючее — дождик,
Есть слово промокшее — … (ежик.)
Есть слово упрямое — ель,
Есть слово зеленое — … (цель).
Есть книжное слово — синица,
Есть слово лесное — … (страница).
Есть слово веселое — снег,
Есть слово пушистое — … (смех).

***

Заболела наша кошка
У нее чихает ножка.
Со стола возьми редиску
Полечи больную киску.

Необычное и смешное применение предметов

Для понимания небылиц, всяких нелепиц полезно начать работу с придумывания необычного применения предметов:

  1. Миску вместо шляпы на голову надеть;
  2. На стуле поскакать, так как у него ножки есть,
  3. Бантик как крылышки кошке прицепить, чтобы летала;
  4. Кастрюлей рыбу ловить;
  5. Тазик для стирки вместо зонтика взять на улицу в дождь…

Слова можно переиначить: сказать, например, вместо «сугробы» — «снегобы».

Кто поверит, что это бывает: кошка с мышкой в обнимку гуляет…

Короткие забавные небылицы для детей очень часто включают в программу для литературного чтения в 1-2 классе школы. А все потому, что эти потешные и несерьезные на первый взгляд стишки замечательно развивают логику и тренируют память, и при этом легко читаются и запоминаются.

В огороде распустились
Кактусы на грядке.
А в сирени бегемот
Распевает сладко.

***

Пошла курица в аптеку
И сказала кукареку,
Дайте пудру и духов
Для приманки петухов.

***

Сидели два медведя
На тоненьком суку,
Один читал газету,
Другой молол муку.
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлёпнулись в муку.
Мама увидала,
Папе рассказала.
Папа удивился,
С лестницы свалился.
С лестницы на улицу,
С улицы на курицу,
С курицы на петуха.
Вот такая чепуха.

***

Танцевала репка с маком,
А петрушка с пастернаком,
Кукуруза с чесноком,
Наша Таня с казаком.

***

Запряжем мы кошку в дрожки,
А котёнка в тарантас
И поедим по деревне
Всем девчонкам на показ.

***

На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.

***

Кто поверит, что это бывает
Кошка с мышкой в обнимку гуляет.
Волк овечку катает в коляске.
А под вечер читает ей сказки.
Рыба песни поет, словно птица.
Трус-охотник зайчишку боится
Жаба с ветки на ветку порхает…
Кто поверит, что это бывает?

***

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

***

У кормушке во дворе
Птички скачут в январе:
Воробей, снегирь и стриж,
Соловей, коза и мышь.

***

Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.

Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.

***

На трубе сидит корова
Тонким голосом ревет.
За воротами телегу
Никто замуж не берет.

***

Надевала Манечка
Варежки на ножки,
Прицепила к голове
Красные сапожки.

***

У болота на снегу
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на берёзе
Умирает со смеху.

***

Два веселых карапуза,
На печи усевшись ловко,
Рвали с яблони арбузы,
В море дёргали морковку.
На ветвях созрели раки,
Семь селедок и ерши.
Все окрестные собаки
Ели брюкву от души.

***

Утром был я очень рад,
С крана лился лимонад!
Пил до вечера, устал,
В школу чуть не опоздал.

***

Мимо нашего квартала
Бабка в ступе пролетала.
Курс взяла, наверняка,
В Сочи бабушка Яга!

***

Обещала мама завтра
Подарить мне динозавра!
На него верхом я сяду,
Позавидуют ребята!

***

Ехал в школу я на свинке,
Растерял в пути ботинки.
Поищу, пусть свин не злится,
А идет один учиться!

***

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня, мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

***

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился…
Выбегла дубина
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах…
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом…

***

Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит качан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несет.

Тюк мальчишек, пук девчонок, да бочонок собачонок…

Детские небылицы – результат не только народного творчества. Всем нам знаком с детства Человек рассеянный с улицы Бассейной Самуила Маршака или запутавшиеся в голосах животные Корнея Чуковского из стихотворения «Путаница». А ведь иногда в этих несерьезных стишках есть интересный подтекст. О том, как важно быть именно на своем месте.

Как у вас поживают?
— На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами.
А лошади наши — с усами,
Бегают в подполье за мышами.

— Да ведь это кошки!
— Комара тебе в лукошке!

— Наши кошки живут в гнезде
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор: — «Кар, кар!»

— Да ведь это вороны!
— Мухомор тебе вареный!
Наша — то ворона ушаста,
В огороды шастает часто.
Скок да скок, через мосток,
Белым пятнышком хвосток.

— Да ведь это зайчонок!
— Огурцов тебе бочонок!
Hашего зайца все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.

— Да ведь это волк!
— По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.

— Да ведь это козлище!
— Щелчков тебе тыща!

Hаш козел под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.

— Да ведь это налим!
— Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим гордится собою,
Hалим Hикодим носит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
Генрих Сапгир

***

Плыл троллейбус в океане,
В небе ехал теплоход.
Как по снегу, по сметане,
Лыжники пошли в поход.

На коньках верблюд катался,
Щука грелась на суку,
Слон на дерево забрался
И запел: — Ку-ка-ре-ку!

Сел медведь в свою ракету
И поехал на вокзал…

Я не сам придумал это.
Это Костя мне сказал.

Он на выдумку — мастак!
А может, и бывает так?
Сергей Баруздин

***

Крокодил и петух

Hа желтом лyгy,
Где pастет чепyха,
Лиловая,
Как чеpнила,
Повстpечал
Кpокодил с головой петyха
Петyха с головой кpокодила.

И оба сказали такие слова:
— Какая чyднАя
У вас голова!
Я, может, не пpав,
Hо мне кажется, вы
Достойны скоpее
Моей головы.

— Хотите меняться? —
Петyх пpедложил.
— Отлично, давайте! —
Сказал Кpокодил.

Обменявшись такими словами
Поменялись они головами.
И каждый подyмал:
«Кpасиво на диво!
Обманyл я его,
Чyдака».
И yшел
Кpокодил
С головой кpокодила,
А Петyх —
С головой петyха.
Генрих Сапгир

***

Бочонок-собачонок

— Дайте мне
Кусок щекотки,
Дайте смеха — две щепотки,
Три столовых ложки
Ветра
И грозы — Четыре метра!
Писку-визгу — Двести граммов
Плюс пол-литра
Шумов-гамов,
Да еще
Глоток веревки
И моточек газировки! —
— Дам я все,
Что вы хотите,
Если вы
В обмен дадите
Тюк
Мальчишек,
Пук
Девчонок
Да бочонок
Собачонок!
Борис Заходер

***

Три мудреца

Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее
Старый таз,
Длиннее
Был бы мой рассказ.
Перевод Самуила Маршака

***

Где поставить запятую?
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
— Вот что значит
Запятая!
Борис Заходер

Вы послушайте, ребята, нескладуху буду петь…

Русские народные небылицы не только интересны, но и полезны. На их примере можно легко и ненавязчиво объяснить ребенку значение слов, которые сейчас в современном мире не используются и приобщить малыша к нашей истории.

Из-за тучи, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Он на пегой на телеге,
На скрипучей лошади,
Топорищем подпоясан,
Нараспашку сапоги,
На босу ногу кафтан,
А на голове карман.

***

Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
И творят посмешки.

***

Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь:
Летит бык на ероплане,
Петух пашет на свинье.
Лежит боров на заборе,
Листья мерит на аршин,
На иголку собирает,
Чтобы не было морщин.
Лежит корова на канаве,
Опоясавшись квашней,
Тесто месит и взбивает,
Заправляет лебедой.

***

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.

***

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

***

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.

***

Это, братцы, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.

***

Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

***

Гром по горам прокатился –
С дуба комар повалился,
Грохнулся о корневище
Старый комар-комарище.
Мигом слетелися мухи –
Две грохотухи-горюхи,
Подняли бедного братца,
Стали жужжать, убиваться:
— Старый комар-комарище,
Как тебе больно, дружище!
Бедный наш светик-сударик,
Как тебя жаль нам, комарик!

***

Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.

***

Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К праздничку дала:
Чашечку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половичку курочка веничком метет.

***

Ванюша-простота
Купил лошадь без хвоста.
Поехал жениться,
Привязал корытце.
Корытце ломается,
Жена улыбается.

***

Слетались все птицы:
Чечетки-сестрицы,
Кукушка-подружка;
Воробушек-шурин
Глазки прищурил;
Ворона-невеста
Села на место.
Только нет жениха.
Не позвать ли петуха?

***

Ох, случилась беда:
Загорелась вода.
Проходил стороной
Солдат отставной.
Отставной солдат Тарас
От пожара речку спас,
Огонь затушил,
Себе славу заслужил:
«Тарас седой
Тушил воду бородой!»

Надеюсь, дорогие читатели, вы нашли в нашей подборке что-то полезное и интересное. А может быть, даже знакомые с детства небылицы? Я всегда с особой теплотой и радостью перечитываю такие стихи. Так замечательно, что вначале их читает одно поколение, потом их дети, внуки…

Продолжить беседу приглашаю вас, дорогие мои друзья, в рубрику Счастливый ребенок. Уверена, там вы найдете много интересного!
Стихи про лето
Загадки про спорт для детей
Загадки о школе
Стихи про детский сад
Смешные скороговорки для детей и взрослых

А в качестве душевного подарка предлагаю на минутку вернуться в детство и посмотреть прекрасный добрый мультфильм – небылицу «Пластилиновая ворона» на слова Эдуарда Успенского.

Мойдодыр.

Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Боже, боже,
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось
Kолесом?
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком —
Всё вертится, и кружится,
И несётся кувырком.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»
Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
«Уходи-ка ты домой,

Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
А не то как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!»
Говорит.
Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять.
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица.
И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»
А за ним и бутерброд:
Подскочил — и прямо в рот!
Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.
Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:
«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам —
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!

Муха — Цокотуха.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…
«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару —
Победителю!»
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки —
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей,-
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:
«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Что ты знаешь об авторе этого произведения? Найди информацию в учебнике, энциклопедии или Интернете. Запиши.

Валерий Медведев – известный советский писатель.

Родился он в городе Ишим 16 марта 1923 года.

Писатель с детства увлекался творчеством, увлекался литературой, ходил в кружок рисования и лепки, а также занимался хореографией.

В школе мальчик начал писать самостоятельно стихи и рассказы.

Летом 1937 года Валерий стал сиротой, его отца и мать расстреляли как врагов народа и он со своими братьями попал в детский дом.

Из детского дома его забрал Владимир Медведев, актер Челябинского театра.

В новой семье мальчик получил новую фамилию и стал Валерием Медведевым.

В юношеском возрасте Валерий сначала занялся работой в театре, а после съемками в кино «Парень из нашего города» и «Она защищала Родину».

После Валерий Медведев обратился к литературе и стал известным писателем для детей и юношества.

Самое известное произведение писателя: «Баранкин, будь человеком!».

Всего Валерий Медведев издал около 30 книг, они были переведены на 27 языков мира, в каждой книге писателя вера в то, что человек способен на многое, если верить в свои силы!

Известный писатель умер в возрасте 74 лет и похоронен на Ваганьковском кладбище в городе Москва.

Напиши отзыв на понравившееся произведение.

Мне понравилось произведение В. Медведева «Самый ленивый мальчик на свете».

Это очень забавный рассказ.

Герой произведения — ленивый мальчик, которых еще свет не видал.

Он стал настолько ленивым, что ему даже ходить было невмоготу.

Шагал он только, когда ветер его подталкивал.

А потом и вовсе перестал выходить на улицу.

Об этом узнала Грунька и вылечила его.

Ее метод лечения не может не вызывать смех.

Теперь мальчик делает работу, а после принимает «волшебную» горошину, не понимая, что она самая обыкновенная и никак не действует.

Зато теперь он не ленится.

Я восхищаюсь юмором автора и благодарен ему за столь занимательный рассказ.

М. Горький. Случай с Евсейкой

Что увидел Евсейка в подводном царстве? Обрати внимание на сравнения. Их можно найти в тексте с помощью слов как, точно. Запиши их.

Когда Евсейка задремал, то во сне увидел подводное царство.

Там он познакомился с множеством самых различных морских жителей.

У них даже было чувство юмора, они и рака успели подразнить, и Евсейку обсудить.

Чтоб читатель смог наглядно представить обитателей морского дна, Горький использует сравнения.

К примеру, актинии похожи на спелые вишни.

Морские лилии писатель сравнивает с мухами, а зеленых рыб – с бабочками.

Голотурия напоминает поросенка, а сепия точь-в-точь как носовой платок.

«…Рыбьи глаза были скучными как алгебра.

Большая рыба говорит голосом похожим на звуки кларнета и улыбается так, словно ее уже зажарили и положили на стол на блюде…»

Описывая солнце, которое пробивается сквозь воду, автор сравнивает его с медным подносом.

Евсейка, когда спал, не мог пошевелиться.

Это состояние Горький сопоставляет с ногами, накрытыми тяжелым одеялом.

Что ты думаешь о Евсейке? Какой он?

Предполагаю, что Евсейка был достаточно мужественным и игривым мальчиком.

Ведь, когда он попал на морское дно (как ему казалось), то не испугался, а с интересом осматривал его обитателей.

Мальчику еще присуща хитрость.

Он ее использует, когда боится, что собеседнику не понравится правда.

Еще он умный и находчивый, смог быстро найти решение, чтоб выйти из сложившейся ситуации на морском дне.

Как к нему относится автор? Почему ты так считаешь?

Как мне показалось, Горький относится к Евсейке с любовью и каким-то трепетом.

Хоть автор и немного рассказал о мальчике, но этого было достаточно, чтоб понять, что он хороший и очень любит родителей.

Придумай продолжение сказки, используя слова: никто не поверил, придётся возвращаться, бурлит, сейчас съест, со злостью.

Продолжение сказки о Евсейке для 3 класса.

Евсейка стремглав побежал домой, чтоб рассказать историю, что с ним причудилась.

Прибежав к дому, он уже с порога начал громко рассказывать о своем приключении.

Его наполняли эмоции, он размахивал руками и детально рассказывал о жителях морского дна.

Закончив рассказ, мальчик посмотрел на родителей и понял: «Никто мне не поверил».

Евсейка прилег отдохнуть, а его мысли наполняла история на морском дне.

Он так хотел разделить с кем-то свои впечатления, так хотел, чтоб ему поверили.

И вдруг пришла идея: «Придется возвращаться!».

Ничуть не сомневаясь, Евсейка схватил рюкзак и побежал к берегу.

И как только мальчик собрался прыгать, море забурлило, закипело, зашипело.

С него вынырнула огромная рыба и хотела цапнуть Евсейку.

Он успел отпрыгнуть и подумал: «Какая страшная.

Смотрит со злостью.

Если пригну, так она же сразу меня съест и даже не почувствует.»

Евсейка решил не рисковать и вернулся домой.

Он подумал, что лучше приключения оставить в тайне.

Это будет его маленький секрет.

Приходилось ли тебе бывать на рыбалке? Не приключилось ли там с тобой какой-нибудь забавной или не вероятной истории? Расскажи её так, чтобы слушателям было интересно. Может быть, тебе поможет маленькое слово вдруг.

Забавная или невероятная история на рыбалке для 3 класса.

Я каждое лето езжу в деревню к бабушке с дедушкой.

Моё любимое занятие – ходить с дедушкой на рыбалку.

Накануне, вечером мы копаем червей, а рано утром берем удочки и отправляемся к речке.

Как-то со мной случилась чудная история.

Я почувствовал, что клюет рыба и хотел уже сматывать леску.

Но она натянулась, как струна и я понял, что улов очень больших размеров.

На рыбалке кричать нельзя, и я жестом хотел показать дедушке, что нужна помощь.

Только я поднял руку, чтоб его позвать, как вдруг меня потянуло к самой речке.

Я упал, а когда очнулся, то не поверил своим глазам.

Это было самое настоящее дно реки.

Такой красоты я никогда не видел.

Оказывается, в речке обитали даже морские жители.

Вдруг мне кто-то постучал по плечу, я обернулся и увидел огромнейших размеров краба.

Он предложил мне присесть и угостил червями.

Я присел, но от «лакомства» отказался.

Морские звезды летали надо мной, как светлячки.

Ракушки заводили хоровод и громко хохотали.

Морские коньки играли в футбол против малька.

Это было так забавно.

Место мяча, у них — жемчужина.

И все там настолько сказочно и невероятно, что захватывало дух.

Вдруг, я услышал голос дедушки.

Он звал меня, но я не мог оторваться от прекрасного вида.

Тут я почувствовал всплеск воды в мое лицо, а когда открыл глаза надо мной стоял дедушка.

Оказывается, я не мог удержать удочку одной рукой и когда рыба потащила меня к воде, я зацепился об камень, упал и потерял сознание.

Вот такая вот история. Зато было весело!

К. Паустовский Растрепанный воробей.

Что произошло в театре? Попробуй пересказать эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. Запиши план. Определи, это будет пересказ подробный, выборочный или краткий.

Театральное представление «Золушка» подходило к своему завершению.

Мама главной героини играла в нем роль «Золушки».

В самый напряженный момент на сцену залетел маленький воробушек, звали его Пашка.

В клювике у него был стеклянный букет – подарок папы Машеньки главной героине.

Пашка отобрал его у воровки — вороны, которая стащила букет со стола в доме Маши.

Золушка-Машина мама, увидев воробушка с букетиком, протянула руки, поймала подарок и расплакалась от счастья.

А воробушек уселся на люстру, чтоб поправить перья, которые взъерошились в борьбе с вороной.

План пересказа эпизода о появлении воробья с хрустальным букетиком:

1. Премьера спектакля «Золушка» близиться к завершению.

2. Залетает воробушек Пашка со стеклянным букетом.

3. Подарок оказывается у Золушки в руках.

4. Счастье Золушки.

5. Воробушек на люстре приводит себя в порядок.

Это выборочный пересказ, так как рассказывается не о всем произведении, а лишь о выборочной ситуации.

Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями? Запиши диалог с другом.

Автор хотел поделиться мнением, что в мире существует настоящая дружба, преданность, храбрость, добродушие.

Такие качества и бескорыстное желание помочь всегда очень ценятся.

Пример диалога с другом о том какими мыслями автор рассказа «Растрепанный воробей» думал поделится с читателями.

— Тебе понравилась сказка «Растрепанный воробей»?

— Да, я считаю ее не только очень интересной, но и поучительной.

— Согласен с тобой. Какие качества главного героя тебе понравились?

— Я восхищен храбростью воробья Паши, он рисковал жизнью, чтоб Машина мама была счастлива, а соответственно и Маша. А тебе, что понравилось?

— Мне понравилось то, как Паустовский описал настоящую дружбу.

Ведь друзья всегда готовы прийти на помощь и поддержать в трудную минуту.

В рассказе «Растрёпанный воробей» животные изображены как люди. Ворона наделена скупым, сварливым характером. Проследи, как описывается воробей Пашка.

Автор наделяет Пашку чертами, что присущи хорошему человеку.

«Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым.»

— данная цитата указывает на сообразительность воробья.

Цитата:

«Соображал, чем бы Машку отблагодарить»

— говорит о присущем Пашке чувству благодарности.

«Пашка, назло старой вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше.»

— эти слова автора отображают преданность Пашки.

«Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки.»

— цитата указывает на то, что Пашке пришлось пережить нелегкий бой, но он победил, ведь был настоящим другом.

Найди в тексте слова (олицетворения), в которых предметы одушевляются. Например: не спали только Маша, отопление и зима.

«Спал весь дом, и сад…», «Зима все сыпала и сыпала с неба снег», «Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих»,

«Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов.»

«А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом.»

«Струны на скрипках и виолончелях тихонько вздрогнули. Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».

«Музыка запела о счастье.»

А.Куприн Слон

В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события? Обоснуй своё мнение. Найди подтверждение в тексте.

Я уверен, что происходящие события в рассказе «Слон» не могут быть реальными, скорее всего они вымышлены автором.

Думаю, что хозяин цирка или зоопарка никогда не отпустит слона домой к маленькой девочке, а тем более завести его на второй этаж дома.

К тому же двери при этом не были повреждены.

А держать слона в доме является опасной затеей.

Из-за своих больших размеров животное легко может покалечить жителей дома и квартиры.

Подумай, какие ещё вопросы по содержанию произведения можно было бы задать. Запиши их.

Вопросы, которые можно задать по рассказу Куприна «Слон»

1) Использовал ли Куприн, при написании произведения «Слон», свои цирковые знания?

2) Поведение слона в доме правда присуще этому животному, или это тоже выдумка?

3) Какие основные качества присущи героям произведения?

4) Каким образом слон помог больному ребенку реабилитироваться?

Автор разбил текст своего произведения на шесть частей. Попробуй и ты выделить эти части, а затем озаглавь каждую часть.

Часть 1 – Болезнь маленькой девочки.

Часть 2 – Прекрасная игрушка.

Часть 3 – Представление в зверинце.

Часть 4 – Слон отправляется к Наде.

Часть 5 – Девочка и большое животное

Часть 6 – Выздоровление Нади.

Чем отличаются прочитанные тобой сказки от произведений устного народного творчества? Какая из сказок пришлась тебе по душе? Почему? Объясни. Докажи своё мнение. Расскажи её маме или своим друзьям.

Каждая из прочитанных мною сказок имеет одного автора, имя которого известно.

В случае с народными сказками – авторов и их количество никто не знает.

Герои этих литературных сказок выдуманы авторами и не повторяются в других произведения.

Поэты и писатели литературных сказок имеют авторское право, в отличие от авторов народных творений.

Мне очень понравилась сказка «Случай с Евсейкой».

Произведение Михаила Горького помогло заглянуть в волшебный мир морского дна.

Эта сказка хорошо влияет на развитие моей фантазии, ведь читая произведение, я представлял каждого обитателя моря.

К тому же в сказке присутствует юмор, что приходится мне по душе.

На столь необычном примере, писатель учит нас находить выход с любой ситуации, быть храбрыми и находчивыми.

Рассмотри рисунки на с. 44 учебника (часть 2). Кто из героев тебе знаком? Составь и запиши о нём рассказ. Сделай иллюстрацию.

На иллюстрациях изображены герои с различных мультфильмов.

Многие из них я смотрел, даже не один раз.

На первой картинке изображены слон, удав, мартышка и попугай.

Это герои мультфильма по мотивам сказки Г. Остера «Бабушка удава».

Чуть ниже изображен веселый Чебурашка.

Это один из главных героев писателя Эдуарда Успенского.

Потом изображены герои из мультфильма по мотивам «Приключения Незнайки» Н.Носова: Незнайка, Пилюлькин и Знайка.

Далее изображена Федора в слезах и ее летающие кухонные предметы, мебель (ведро), утюг.

Это героиня К.Чуковского из произведения «Федорино горе».

Рассказ о герое с рисунка на стр. 44 учебника 2 части.

Я хочу рассказать о Федоре.

Ведь этот персонаж меня возмутил своей неряшливостью и ленью.

Будучи женщиной, Федора вовсе не следила за чистотой в доме.

Из-за этого ее посуда и мебель убежали от нее.

Федора поняла, что без них жить не получится, отыскала их и начала, рыдая, просить вернутся.

Она просила прощения и обещала, что будет заботиться о своем доме, мебели, посуде.

Все домашние приспособления радовались раскаянию хозяйки и вернулись домой.

После этого Федора начала ценить их, тщательно протирать и мыть.

Героиня превратилась в настоящую хозяйку.