Осторожно, метод проныривание по Чарковскому

25 мая 2018 Аверьянова Света

Все больше родителей стремятся освоить азы плавания для новорожденных. Это вполне объяснимо: обучение плаванию грудных детей полезно для профилактики многих заболеваний, подходит как мягкий метод закаливания. Родители осваивают этот способ с помощью инструктора в бассейне или сами дома проводят занятия для малыша.

Умение плавать заложено в ребенке до рождения: всю беременность он проводит в околоплодных водах. Способность непроизвольно задерживать дыхание новорожденный сохраняет до трехмесячного возраста, затем оно постепенно сходит на нет. Поэтому сторонники грудничкового плавания советуют начать как можно раньше.

Плюсы раннего плавания

Водные упражнения — самый щадящий вид спорта, а для новорожденных еще и самый доступный. Вот несколько доводов, зачем обучать плаванию с пеленок:

  • Снижается гипертонус, свойственный почти всем новорожденным.
  • Наступает улучшение функциональности мышечного и связочного аппарата, в нетравматичной, в отличие от других видов спорта, обстановке, формируется правильная осанка.
  • Это – отличная профилактика искривления позвоночника и плоскостопия.
  • Упражнения в воде способствуют тонизированию мышц, а вечернее купание — общему расслаблению.
  • Развивается координация движений всего тела, что для маленького ребенка вопрос первостепенный, сглаживаются негативные явления в области неврологии.
  • Освоение навыка правильного глубокого дыхания, задержка вдоха стимулирует повышение эритроцитов в крови. Происходит лечебный эффект: естественное стимулирование кровоснабжения.

    Как следствие — укрепление сердечно-сосудистой системы.

  • Во время водных процедур происходит очищение носоглотки от слизи, пыли, бактерий, других видов аллергенов.
  • Грудничковое плавание повышает функциональность иммунной системы, оздоравливает весь организм.
  • Плавание для младенца — возврат к условиям пребывания в материнском теле, мягкая адаптация. Вода успокаивает, уходит излишнее напряжение.
  • Водный массаж оказывает благоприятное действие на работу пищеварительной системы младенца.
  • Навык плавания снимает страх перед водной средой, который сохраняется на протяжении всей жизни.

Посмотрите, как здорово маленькая Софья (4,5 мес.) плавает в детском бассейне с тренером.

Возможные противопоказания

Прежде чем начать грудничковое плавание на дому, нужно проконсультироваться с педиатром. Противопоказаний к занятиям немного, но все же они есть, это:

  • нарушения в работе сердца и сосудистой системы;
  • вирусные инфекции;
  • заболевания, нарушающие целостность кожи.

Где плавать: дома или в бассейне

В этой таблице мы наглядно показали преимущества плавания на дому и в бассейне.

Преимущества: В домашней ванне В плавательном бассейне
По степени удобства: Малыш только адаптировался к домашней обстановке, ему будет спокойнее с мамой в привычных условиях. В бассейне занимаются другие мамы и дети, больше шума и воды. Это может напугать грудничка. Плюс занятий в бассейне: мама тоже находится в водной среде.
По эффективности: Если осваивать правила плавания на дому, придется вызывать инструктора, а частный визит дороже и чреват проблемами. Специалисты бассейна обладают нужной квалификацией и работают по гибкому графику.
Безопасность: Главной проблемой грудничкового плавания на дому является незнание основных принципов работы, что приводит к риску травматизма и опасности попадания воды в легкие малыша. В бассейне уроки проводит инструктор, он контролирует действия мамы, поэтому она с ребенком находится в безопасности.
Соблюдение чистоты и риск заражения: Вода в домашней ванне не насыщена раствором хлора, для первых занятий ее можно прокипятить. Риск инфицирования дома минимальный. В бассейне велика вероятность подхватить инфекцию, хлорированная вода способствует возникновению аллергии, нарушению функций дыхания и пищеварения при проглатывании.
Возможность групповых занятий: В домашних условиях даже при наличии братьев и сестер групповые занятия затруднены: слишком тесно. В бассейне маленький пловец может подражать другим детям. Группа молодых мам – подходящий коллектив для обмена опытом.

Важно! Исследования, проводившиеся в Европе, показали, что частое купание в закрытом бассейне способствует предрасположенности к аллергии и астме. Хлорамины, содержащиеся в воде и воздухе учреждения, токсичны и способны легко проникать в детскую кожу. Оксиды хлора попадают и в легкие, делая их поверхность более уязвимой для патогенной микрофлоры.

Риск передачи вредных микроорганизмов через воду минимальный благодаря хлорированию воды.

Но все же такая вероятность остается при контакте с другими детьми, соприкосновении с бортиками или лавочками.

Где вы планируете начать грудничковое плавание?

В этом видео специалист по грудничковому плаванию Олеся Кочина подробно расскажет и покажет с чего и как нужно начинать купать новорожденного.

Приспособления для купания

Чтобы пребывание в ванне было приятным для мамы и малыша, современной промышленностью представлено множество приспособлений:

  • Для поддержания головы на поверхности воды можно приобрести надувной воротник на шею или жилетик. Как только малыш окрепнет, приспособление можно убрать.
  • Для этой цели подойдет и специальная шапочка на голову. В ее конструкцию входит пенопласт, удерживающий шею крохи на поверхности воды.
  • Заинтересовать младенца можно специальным ковриком в ванну. Его стелют на дно, чтобы кроха не скользил. Коврики производят в виде животных или с использованием картинок на детскую тематику. Традиционно для купания приобретают яркие резиновые игрушки, с ними плавать гораздо веселей.

Если занятия проводятся в бассейне, нужно будет приобрести непромокаемые трусы-подгузники. Младенец может оставить в воде неожиданный сюрприз. Конечно, дома лучше купаться голышом.

Важно! некоторые врачи, например теледоктор Комаровский, считают круг на шею полезным изобретением. Другие советуют использовать средства поддержки малыша осторожно: долгое пребывание в шапочке или надувном воротнике может привести к микротравмам шеи.

Имеет значение и со скольки месяцев одевать приспособление.

Используйте его после того, как малютка научится держать голову, не превышайте время купания и не совершайте резких движений.

Подготавливаемся к занятиям

Чтобы пребывание в воде было комфортным и безопасным для малыша, желательно соблюдать несколько правил:

  • Оптимальный возраст для занятий — 2-3 недели: раньше есть риск проникновения инфекции в пупочную ранку, позже ребенок может утратить способность непроизвольно задерживать дыхание.
  • Для процедур можно использовать ванну или бассейн для малышей. Емкость дезинфицируют содой, хозяйственным мылом, которое легко смывается обычной водопроводной водой. При использовании традиционных отваров трав и марганцовки нужно избегать попадания воды в пищеварительный тракт. К тому же крупинки перманганата калия, не растворенные в воде, могут вызвать ожог. Сильнодействующие химические средства, содержащие хлор, лучше не использовать, так как их незначительное количество сохраняется и попадает в воду.
  • Важно, чтобы температура воды была комфортной для грудничка, оптимально 32 градуса. Малютка сам даст знать, удобно ли ему: если он плачет, возможно, ему холодно. Признак того, что вода горячая, — вялость малыша. Плач и хныкание — не всегда следствие того, что ребенку холодно или жарко, возможно, он боится или у него болит живот. На протяжении занятий температуру воды желательно постепенно снижать.
  • Заниматься с ребенком лучше за час до кормления или через час после него. Младенец должен быть выспавшимся и бодрым. При недомоганиях занятия лучше отложить.

Посмотрите, как советует начинать плавать с грудничками специалист по грудничковому плаванию на программе у доктора Комаровского.

Все необходимые принадлежности нужно подготовить заранее. Полотенце, пеленки, шапочка и воротник должны быть под рукой. Для безопасности взрослому, купающему малыша, нужно положить под ноги резиновый коврик.

Методика Чарковского представляет собой систему водного развития ребенка. Автор методики утверждает, что гипоксия во время погружения в воду, на которую организм реагирует усиленным питаеним мозга, приводит к скачкам умственного и физического развития у детей. В двух словах — водный тренинг. Ребенка часто и быстро погружают в воду в течение 30-40 минут. Вынырнув из воды, ребенок успевает вдохнуть воздух и опять ныряет при помощи взрослого. В момент погружения под воду ребенок вынужденно задерживает дыхание и когда выныривает, вынужденно делает активный вдох. Мозгу нужен именно этот активный вдох.На разработку программы аква-тренингов для недоношенных или ослабленных новорожденных детей Игоря Борисовича Чарковского вдохновили положительные результаты лечения дочери. В 1962 году его жена родила семимесячную дочку Вету. Ситуация была критическая. Шансы выжить были очень низкие. Тогда он и сконструировал первый вариант своего аквариума, где его дочь по прошествии времени начала свободно плавать и прибавлять в весе. В шесть месяцев Вета, сидя на дне своего бассейна, играла под водой в камешки, без проблем задерживая дыхание на две минуты. Чарковский пришел к выводу, что новорожденные сохраняют рефлекс блокирования трахеи, что приводит к задержке дыхания и не дает воде попасть внутрь. Ведь младенцы 9 месяцев находятся в водной среде.

«Человек без медицинского образования не может создать учение об оздоровлении или новом способе рождения»

То есть изначально этот метод был разработан для помощи тяжелобольным и сильно ослабленным детям посредством ныряния и плавания, технических приспособлений и специальных водных тренажеров. Но прошло какое-то время, и вот уже проныривание взяли на вооружение многие родители в качестве развивающей и оздоровительной системы. Официальная служба системы здравоохранения в штыки восприняла нововведения Чарковского. Претензия заключалась в том, что человек без медицинского образования не может создать учение об оздоровлении или новом способе рождения. В российской медицине Чарковский до сих пор – персона нон-грата, к которому относятся настороженно и даже недружелюбно. А на западе его «русский метод» идет на ура.

Положительные стороны метода Чарковского

Основной плюс – польза для физического здоровья. Проныривания укрепляет иммунную систему так, что дети забывают о простудных заболевания. Выстраивается оптимальная терморегуляция. Улучшается кровообращение. Включаются жизненно-важные защитные функции, когда организм сам начинает бороться с различными заболеваниями. Считается, что до года непросто продиагностировать отклонения от нормы в здоровье у ребенка, а проныривание гарантированно убирает многие проблемы со здоровьем. Повышается аппетит, уходит проблема с запорами. В интернете можно найти массу примеров, как дети исцелились благодаря проныриваниям. «Медсестра из нашей поликлиники занималась со своим ребенком (диагноз энцефалопатия) у самого Чарковского. Она вспоминает, как тяжело было заниматься, целый день ребенок проводил в бассейне, даже кушал там. Но через полгода диагноз был снят, а маленький синюшный ребенок превратился в богатыря с совершенно нормальной психикой. Его физическое и интеллектуальное развитие намного опережало сверстников». Считается, что помимо здоровья метод прорабатывает первородный страх. Ощущение дискомфорта в процессе рождения смягчается в водной среде. Происходит микроребефинг, маленькое более комфортное перерождение в более естественной водной среде. При проныривании ребенок испытывает стресс и, как считают последователи Чарковского, нарабатывается навык преодоления трудностей. Трудность как норма. В диком мире с младенцами не сюсюкали, их купали в холодной реке или озере. Они не были центром вселенной. Они были просто частью жизни. Водная среда становится для детей такой же родной, как и воздушная. Дети Лены Фокиной, последовательницы Чарковского, в 1.5-2 года могли спокойно доставать со дна моря звезды или каракатицы, играть с ними в море, как обычные дети играют с котятами и щенятами на земле.

Стоит ли пользоваться этим методом?

Говорят, что взгляд у пронырянных детей более осмысленный. Я смотрю фотографии и правда, взгляд у них взрослый, может быть даже мудрый. Дети, которые в свои несколько месяцев уже испытали многое. Сильнейший стресс рождения, сильнейший стресс проныривания. Может быть эти крохи ужеи по-другому смотрят на жизнь и на то, как ее стоит прожить в будущем. Но еще я смотрю на своего сына, в его глаза. Он пока такой еще маленький и мне хочется создать ему классическое детство, пусть где-то с иллюзиями (что, например, Дед Мороз существует или никто никогда не умрет), помогая ему и не создавая ему искусственных трудностей. Я не хочу его проныривать… Да, возможно это инфантильность и материнский эгоизм – подольше насладиться детством ребенка. Дать ему быть просто ребенком. Может, в этом моя слабость и моя недальновидность. Может быть, мамы, которые погружают своих детей в воду, очень сильны духом и продвинуты, а их дети будут пионерами новой полнокровной свободной жизни. Важно одно. К чему готовы лично вы? Если готовы, делайте. Если не готовы, не делайте, но и не судите строго. Ведь, не погрузившись в метод с головой (в прямом и переносном смысле), не увидев результатов работы, нельзя составить объективное мнение. Статистика в интернете – вещь очень подвижная… То, что нам кажется безумием сегодня, может оказаться гениальным открытием завтра. Посмотрите видео, сделайте выводы. Елена Нудгина

Приемы и методики

Водные упражнения с пеленок — явление не новое. Еще в 80-х годах, в период СССР, врачом и ученым Захарием Фирсовым была написана книга-инструкция о пользе плавания для детей до года. Она была одобрена Министерством здравоохранения.

В это же время получила распространение и методика Владимира Гутермана, с подробным описанием обучения грудничков. Особенно прогрессивные родители приняли на вооружение и жесткий метод Игоря Чарковского, который по сегодняшнее время вызывает сомнения.

В настоящее время методика Гутермана признана оптимальной для младенцев. Она предполагает главное: занятия должны быть приятны для малыша. Ее применение рассчитано на четыре этапа:

  1. Подготовительный. Включает массаж, гимнастику, элементы которой используются сначала вне воды, затем в ванне. Начинается подготовка на пятый день после рождения и заканчивается в возрасте 3 месяцев. В этот период малыш привыкает к водному пространству вокруг себя.
  2. Второй период: обучение плаванию заключается в том, что на протяжении трех месяцев у ребенка закрепляются плавательные рефлексы в ответ на мамины команды. Грудничок осваивает приемы движений, постепенно отвыкает от поддержки.
  3. Самостоятельное плавание. В полгода или позже, в 9 месяцев, при поддержке родителей или инструкторов кроха плавает и ныряет сам.
  4. Заключительный этап – закрепление навыков. Активный годовалый бутуз осваивает подводное плавание, может переплывать небольшое пространство.

Вот как следует придерживать новорожденного во время купания.

Методика включает следующие упражнения: на начальном этапе мама ведет ребенка вдоль ванны на руках в разных положениях и с разной степенью поддержки. Вот основные приемы:

  • Подскоки и повороты. Поддерживая малыша руками, приблизьте его стопы к стенке ванны или бассейна. Почувствовав опору, он инстинктивно оттолкнется от нее. Это станет стимулом для дальнейшего плавания.
  • Плескание. Для этого упражнения грудничка надо расположить в положении личиком книзу. Одной рукой мама держит подбородок, другой похлопывает по поверхности воды, предлагая повторить действие.
  • Плавание. Положение младенца, как в предыдущем упражнении. Разместите перед ним яркую игрушку и предложите крохе схватить ее. Повторите несколько раз, постоянно увеличивая расстояние между ребенком и игрушкой.
  • Зигзаги и восьмерки. Освоив плавание по прямой, двигайтесь зигзагообразно, рисуйте восьмерки. При этом разворачивайте маленького пловца на спинку и живот. Облегчит задачу использование надувного круга.
  • Качели. Лежащего на животике младенца покачивайте вверх и вниз, чтобы он поднимался и погружался. Голова грудничка при этом должна полностью находиться над поверхностью воды.

Окрепший младенец гуляет по дну, подпрыгивает, тянется за игрушкой. Если правильно соблюдать все предписания, в годик или раньше ребенок будет уметь ходить, плавать и нырять.

Мы предлагаем вам посмотреть то, как специалист проводит первое занятие в обычной ванне дома с малышом.

Важные советы

Как правило, родители, освоившие вместе с ребенком искусство плавания до года, очень довольны. Малыши растут более здоровыми, опережают в развитии сверстников. Вот несколько советов от мам — сторонниц грудничкового плавания:

  • Первый урок проводите в возрасте 5 дней, постепенно приучайте грудничка к ванне. Сначала попробуйте практиковать погружение мамы вместе с ребенком. Как только кроха адаптируется, можно вызвать специалиста для инструктажа.
  • Если долго держать малыша во время купания в ванне, заболят спина и шея, поэтому лучше чередоваться с кем-нибудь.
  • При практике ныряния сначала дайте команду «Ныряем!» и дуйте в нос, чтобы малыш непроизвольно задержал дыхание. Когда навык закрепится, переходите к погружению с головой, начинайте учить нырять.
  • Используйте соленую воду для купания: растворяйте в воде 300 граммов соли на ванну. Такая вода не вызовет раздражения глаз.
  • Летом в возрасте 2-3 месяцев можно проводить занятия на свежем воздухе в надувном бассейне.
  • Не говорите лишних слов в процессе обучения, только команды «Работаем ножками!», «Работаем ручками!», «Ныряем!», обязательно хвалим по делу.
  • Когда в ванне ребенку станет тесно, можно идти в бассейн. Если позволяет экология, после полугода можно купаться в море или озере вместе со взрослым.

А вот как нужно учить малыша нырять дома в ванне.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/grudnichkovoe_plavanie.html