Поездка в Свято-Димитриевский женский монастырь г. Дорогобуж Смоленская область

Справа — главные ворота монастыря, слева от ворот — собор Троицы Живоначальной
Свято-Троицкий монастырь находится в историческом центре Смоленска, на одной из центральных улиц города, спускающейся к Днепру. Направляясь к Соборной горе по Большой Советской, невозможно пройти мимо этого интереснейшего архитектурного ансамбля.
О Троицком монастыре известно, что во время польско-литовского правления он принадлежал католическому монашескому ордену доминиканцев. Некоторые авторы сообщают, что в нём размещался униатский монастырь. Известий о строительстве католических монастырей в Смоленске в первой половине семнадцатого века нет. Поэтому можно предположить, что монастырь основан в шестнадцатом веке или ранее, когда Смоленск был православным городом. В 1669 году Троицкий монастырь был заново освящен как православный и до 1740 года был местом пребывания смоленских архиереев. В 1672-1675 годы вместо деревянного Троицкого собора воздвигли каменный одноэтажный. Строительство велось предположительно московскими зодчими. Ворота декорированы в русском стиле. Ступенчатый верх арки проезда с нишей-киотом завершён треугольным фронтоном. Ограда поднимается ступенями, следуя рельефу улицы.
1. Сразу возникает вопрос, почему колокольня монастыря находится на другой стороне улицы. Оказывается, в этом виноват царь Петр I, посетивший Смоленск в 1709 году. Он приказал проложить от Днепра более ровную и пологую улицу, которая и разделила территорию монастыря на две части.

Вид от колокольни на Большую Советскую, на втором плане — купола Успенского собора
2. В результате Троицкий собор и монастырские постройки оказались на восточной стороне улицы (Благовещенской, ныне Большой Советской), а двухъярусная колокольня — на западной. Приземистая колокольня своими пропорциями и простотой фасадов напоминает образцы западной архитектуры. Восьмерик звона на четверике увенчан глухим восьмеричком с луковичной главкой на высокой шейке.

3.Троицкий собор — это бесстолпный одноглавый храм, к которому с запада примыкает трапезная, с востока пятигранная апсида. В стиле Троицкого собора прослеживаются черты раннего барокко.

4. Каменные распашные крыльца ведут на второй этаж трапезной.

5. На территории Троицкого монастыря за главными воротами расположена церковь Зачатия Анны (1767 год), к которой с запада примыкают больничные кельи.

Справа за оградой монастыря — Аннозачатьевская церковь
6. Аннозачатьевская церковь по стилю представляет собой уже переход от барокко к классицизму. Стройный двусветный четверик увенчан высоким шпилем. Все фасады завершены треугольными фронтонами. Крупная пятигранная апсида и небольшая трапезная равны по высоте. На фасадах храма окна расположены в три оси, прямоугольные нижние окна заключены в плоские рустованные наличники с фронтонами. Небольшие овальные окна второго света обрамлены нарядными рельефными барочными композициями, напоминающими драпировки с подвесками.

Церковь Зачатия Анны
7. С приходом советской власти Троицкий монастырь разделил участь всех монастырей России — в 1925 году был закрыт, монахи разогнаны. Но тем не менее, в Троицком соборе совершались богослужения до 1934 года. После его закрытия в обители разместился техникум физкультуры. В годы Великой Отечественной войны здания монастыря значительно пострадали. В дальнейшем здесь разместился музей-заповедник, в помещении Троицкого собора в 1980 году открылась музейная экспозиция «Смоленский лён». До настоящего времени из монастырского комплекса сохранились Троицкий собор, Аннозачатьевская церковь, колокольня, часть монастырской стены. В 2009 году часть исторических зданий передана Свято-Троицкому женскому монастырю, открытому в 2006 году.

Tags: Смоленск, архитектура, монастырь, провинция

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин. 15, 13.

Монастырь расположен в 12 км. от Вязьмы, вблизи а/д Вязьма – Хмелита — Холм-Жирки.

Открыт 25 июля 2014 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Монахиня Ангелина (Нестерова) назначена настоятельницей обители с возведением в сан игумении.

Монастырь создается в продолжение древней православной традиции – на местах боев с неприятелем ставить поклонные кресты, возводить памятные храмы и обители.

Основная задача монастыря – поминовение вождей и воинов, павших в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг., всех православных жителей страны, погибших от рук оккупантов в плену и концентрационных лагерях, принявших страдальческую кончину вследствие тяжести военного времени; воинов, погибших в ходе локальных конфликтов, спецопераций и во всех военных конфликтах XX и XXI веков.

В Синодик монастыря записаны для поминовения имена более 20 тысяч воинов.

Основная идея, определяющая деятельность обители: «У Бога все живы».

Строительство монастыря

  • В 2003-2008 гг. частные лица приобрели 6,5 га земли к востоку от р. Курьяновка. Для координации работ по проектированию и строительству монастыря образован Фонд создания духовно-мемориального комплекса почитания памяти воинов имени святого великомученика Феодора Стратилата. Генеральный директор — И.А. Сазонов.
  • В 2008-2009 гг. на данном участке проведены работы по геодезическим и геологическим изысканиям.
  • В 2009 г. в мастерской заслуженного архитектора РФ, профессора МАРХИ В.Ф. Орловского начата разработка генерального плана и проекта первого храма будущей обители.
  • 29 декабря 2009 г. вышло Постановление главы Администрации Смоленской области о переводе 6,5 га. в черту населенного пункта и установлении вида разрешенного вида использования земли: «для строительства православного монастыря».
  • В 2010 г. земля, на которой велось строительство Покровского храма, пожертвована в собственность Смоленской епархии. Инженерный проект выполнен в ООО «Вязьмапроект». Директор – Н.В. Горлова. Строительные работы ведет организация «Вязьма-Стройсервис». Генеральный директор – С.Ю. Винокуров.
  • В настоящее время на монастырском поле возведены: Покровский храм, Спасский надвратный храм, административный, игуменский и келейный корпуса обители.

Служение в монастыре правящих архиереев

  • Преосвященный Феофилакт, епископ Смоленский и Вяземский 4 декабря 1999 г. освятил на монастырском поле Поклонный крест и благословил начало работ по строительству обители. 22 июня 2010 г. по его благословению заложили основание первого храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 11 октября 2010 г., в день прорыва группы наших войск в октябре 1941 г. из немецкого окружения, он совершил чин основания монастыря и освятил цокольную часть Покровского храма.
  • Преосвященный Пантелеимон, епископ Смоленский и Вяземский 21 июня 2011 г. освятил 10 колоколов (общий вес 2 тн.) для звонницы Покровского храма.
  • Преосвященный Исидор, епископ Смоленский и Вяземский 20 сентября 2013 г. утвердил генеральный план Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря и своим указом образовал Спасо-Богородицкий женский скит. 11 октября 2013 г. он совершил молебен на закладку основания надвратного монастырского храма в честь Спаса Нерукотворенного Образа. Чин великого освящения главного престола Покровского храма он совершил 1 декабря 2013 г. Великое освящение престола во имя святого мученика Иоанна Воина, северного придела Покровского храма, владыка Исидор совершил 11 октября 2014 г.
  • Преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский 11 октября 2015 г. совершил в Покровском храме Божественную литургию, благословил и освятил чтимый образ Божией Матери «Одигитрия Вяземская Ратная». 9 октября 2016 г. он совершил в Покровском храме Божественную литургию. 14 октября 2017 г. в праздник Покрова Пресвятой Богородицы владыка Сергий совершил Божественную литургию в обители. По окончании литургии в приделе Иоанна Воина владыка совершил отпевание останков воинов, найденных поисковиками. 18 сентября 2018 г. правящий архиерей совершил отпевание останков воинов у стен Покровского храма. 13 октября 2018 г. и 12 октября 2019 г. совершена Божественная литургия.

Святыни монастыря

Образ Пресвятой Богородицы «Одигитрия — Вяземская ратная».

«Одигитрия — Вяземская ратная» — одна из наиболее почитаемых икон в Спасо-Богородицком Одигитриевском женском монастыре.

Её история связана с трагическими событиями, произошедшими под Вязьмой 11-12 октября 1941 г. и памятью о воинах, павших за Родину в Великой Отечественной войне. Написание образа Богородицы «Одигитрия» благословил насельник Троице-Сергиевой лавры схиархимандрит Михаил (Балаев; 1925-2009). Он участвовал в 1943 г. в сражениях на Ржевской и Вяземской земле. В Великую Отечественную войну на Смоленщине, под Вязьмой, три раза происходили ожесточенные бои с немецко-фашисткими захватчиками – в октябре 1941 г., в 1942 г. во время Ржево-Вяземской операции, в марте 1943 г. при освобождении города и района. Центром боев 1941 г. стал каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Богородицком, который переходил из рук в руки более семи раз. Позже, один из сослуживцев о. Михаила, находясь на Ржевском рубеже, рассказал ему о чудесном событии, произошедшем 11 октября, во второй половине дня. Когда уже наступали сумерки, была дана команда на прорыв. Несколько воинов увидели женщину в темной накидке с ребенком на руках, идущей через болото по тропинке к речке Курьяновке. Многие побежали за ней, думая, что это местная жительница, знающая правильную дорогу. Через какое-то время воины потеряли ее из виду, осознав, что они преодолели линию неприятельского огня. Впоследствии, обсуждая это событие, его очевидцы уверовали, что сама Божия Матерь спасла их от гибели. На иконе Пресвятая Богородица «Одигитрия» изображена с Богомладенцем на руке, стоящей в рост на облаке. Под ней между символических холмов текут две реки – земная и небесная. Одна из тысяч воинов, мучеников, павших за Отечество. Они изображены без головных уборов, в гимнастерках, в плащ-палатках, с крестами в руках. Вторая река, справа от них – уносящая души погибших на небо.

«Вяземская ратная» — это один из первых образов, в новейшей истории Церкви, на котором воины-красноармейцы написаны как мученики (по образу Сорока мучеников Севастийских), положившие свои жизни «за други своя», Народ и Отечество.

Последние годы пред кончиной, страдая от ран, полученных в годы войны, схиархимандрит Михаил провел в своей келье. Узнав, что под Вязьмой по благословению митрополита Кирилла начато создание женского Спасо-Богородицкого Одигитриевского монастыря в память о воинах, он принял самое живое участие в этом благом деле, считая, что октябрьские бои под Вязьмой были духовной победой наших воинов в самый трудный период – начало Великой Отечественной войны. 14 июля 2009 г. о. Михаил скончался и погребен на монастырском кладбище у храма в с. Деулино, Сергиево-Посадского района, где в 1618 г. подписано перемирие с поляками, по которому Вязьма и еще несколько городов центра России окончательно отошли к Московскому государству. Успешный прорыв из окружения произошел 11 октября 1941 г. Теперь этот день, накануне Покрова Пресвятой Богородицы в монастыре отмечается как праздник, посвященный памяти воинов. Образ Божией Матери «Одигитрия – Вяземская Ратная», освященный епископом Вяземским и Гагаринским Сергием, стал святыней монастыря. Списки с него находятся во многих храмах нашего Отечества и ближнего зарубежья.

Памятные места в окрестностях монастыря