Предмет «Музыка» в школе. Зачем он нужен?

Зачем нужны в школе уроки музыки

Лев Виноградов

Может быть, это единственный предмет, который развивает в ребенке способность творчески относиться к жизни

Детские сады, начальные школы, авторы методик, и те, кто создает для детей дидактические игрушки, заняты главным образом решением одной проблемы: ребёнок должен быть, прежде всего, знающим и умным. У умного обязательно должно быть сформировано научное мышление. Поэтому главные в школе – предметы научного цикла: математика, русский, физика, химия и др. Значит (решают взрослые) ребёнка как можно быстрее нужно научить читать, писать и считать. Но где-то, в глубине нашего сознания шевелится червячок сомнения, что что-то здесь не так.… А дети в своих желаниях, стремлениях и поведении, прямо заявляют, что всё это действительно не так.

Через музыку – к математике…

Учителю музыки надоело быть аутсайдером в системе общего образования. Поэтому он сам задает себе вопрос: «Можно ли формировать научное мышление средствами музыки?»

Однажды В.В.Давыдов в ответ на этот вопрос ответил категорически: «Нет!» Он пояснил, что «научное мышление средствами искусства формировать нельзя. Средства искусства воспитывают богатейшие формы воображения, а вот воображение служит глубинной психологической основой всех форм мышления, в том числе и научного». Музыка же, как самый абстрактный вид искусства, непосредственно обращена к воображению и, значит, наиболее естественно его развивает.

Значит, для того чтобы развивалось научное мышление на предметах естественно-научных циклов, музыкантам, художникам и литераторам необходимо формировать и развивать воображение. И не просто воображение, а художественное, творческое воображение, ориентированное на красоту. Ведь без развитого воображения трудно учиться математике, а сама математика воображение не развивает. Она «нуждается» в том, чтобы развитием воображения занялась, например, музыка. В этом заключается основная связь предметов художественных и научных циклов, которые должны идти «рука об руку» на протяжении всего учебного процесса, от первого до последнего класса.

…к общению

В начальных классах предметы эстетического цикла, возможно, стоило бы сделать главными. А в детских садах, которые сегодня превратились в подготовительные отделения по русскому языку и математике, – тем более.

Ведь воспитывая ребенка, мы стремимся развить в нем общую универсальную способность: ко всему, что его окружает, относиться творчески, т.е. преобразовывать окружающую его действительность по закону красоты. Важно, чтобы он не только мог проявлять свои творческие способности на работе, но и был способен создать счастливую семью; владел бы искусством общения с окружающими людьми.

Эта универсальная способность в человеке складывается из органического сплава интеллекта и развитого чувства красоты. Такой сплав рождается не стихийно, а в результате воспитания и обучения на протяжении всего детства, от рождения и до окончания школы.

Именно поэтому в общеобразовательной школе существуют две линии учебного процесса: предметы естественно-научного и эстетического циклов. Полноценное развитие (образование и воспитание) может происходить только при условии их органичного взаимодействия. Любой перенос акцента в ту или иную сторону ведет к искажению всего учебно-воспитательного процесса.

…к взрослению

Музыка имеет особое значение при формировании воображения и форм общения. Это чувствуют даже педагоги, далекие от музыки. Именно средствами музыкального воспитания можно усовершенствовать характер взаимоотношений людей.

Сила музыки не только в развитии чувства красоты, но и в формировании таких качеств малыша, которые помогут ему повзрослеть, приобрести качества, необходимые для школьника. Не беда, если ребенок пришел в школу, не зная ни одной буквы и ни одной цифры. Этим с ним будет заниматься специалист – учитель.

Беда, если в школе он продолжает оставаться «дошкольником». Если не умеет:

– общаться (с взрослыми и сверстниками);

– внимательно слушать;

– целенаправленно действовать;

– разбираться в новом материале.

Если ребенок:

– любое замечание воспринимает как обиду;

– вместо того чтобы выполнять задание взрослого, рисует цветочки;

– не принимает общие положения поведения в классе, постоянно вскакивает, не воспринимает заданий, которые формулирует учитель, а действует «просто так».

Всему этому ребенку надо бы научиться до школы, и это должно быть главной заботой на музыкальных занятиях в детском саду, быть в центре внимания на уроках в начальной школе.

В преддверии 1 сентября и начавшегося школьного сезона аналитики «Левада-центра» задались вопросом, какие же предметы жители Российской федерации считают для школы обязательными, нужными и важными.

В опросе участвовали 1600 человек в 137 населенных пунктах, входящих в 48 регионов страны. В результате выяснилось, что менее всего респондентам нравятся основы религии и светской этики – за них высказались всего 5%. Интересно, что наряду с этим 89% опрошенных считают, что школа должна прививать детям любовь к Родине, а 85% — еще и заниматься духовно-нравственным воспитанием.

Вот самые важные школьные предметы по мнению россиян.

авг.16
Русский язык 68
Математика 53
История 33
Литература 32
Иностранный язык 27
Информатика, компьютерная грамотность, программирование 23
Физика, химия, биология 21
Физическая культура, спорт 18
Трудовое воспитание/ ведение домашнего хозяйства 13
География 10
Навыки первой медицинской помощи 9
Общественные науки (обществознание, социология, экономика, политология) 9
Национальный язык и литература (в республиках и автономных округах) 7
Половое воспитание 7
Художественное творчество, искусство, музыка 6
Основы религиозных культур и светской этики 5
Другие предметы 1
Затруднились ответить 4

6. Естественные науки

При реформе школьного образования в России более всего пострадали естественные науки. Смена модели обучения (от линейной к концентрической), выпускные экзамены в тестовой форме, сокращение часов, сложности с оборудованием (а для химии, физики и биологии оно чрезвычайно важно) привели к падению престижа некогда популярной в СССР области знаний среди родителей и учеников. За естественные науки высказался 21% от опрашиваемых.

5. Иностранные языки

Открывают первую пятерку рейтинга важнейших школьных предметов. Без английского сейчас никуда, и с этим согласны 27% респондентов.

4. Литература

32% опрошенных считают для школьников необходимым знание текстов, которые в истории России и мира имеют наибольшее культурное значение. Кроме чисто читательского и общеобразовательного интереса играет роль и вхождение в культуру, осмысление ее сюжетов, образов и мотивов, и, в результате, то самое патриотическое и духовно-нравственное воспитание, о котором радеют большинство опрошенных.

3. История

Этот школьный предмет получил одобрение 33% респондентов. В целом об истории большинство бывших школьников сохранили самые теплые воспоминания – по результатам опросов ФОМа 76% опрошенных нравился этот предмет. Сложность с историей в том, что это одна из дисциплин, в которой от личности учителя зависит многое. Вторая проблема – обилие идеологических манипуляций в подаче материала и сильная идеологизированность предмета.

2. Математика

Со значительным отрывом в 20% историю опережает математика – за ее важность, нужность и полезность ратуют 53% респондентов. Количество часов, еженедельно отводимых на математику, ясно говорят о значимости предмета в глазах и учителей, и их воспитанников, и родителей. Хотя, как ни странно, вся важность математики чудесным образом исчезает при поступлении в ВУЗ (если он не профильный, конечно). И в дальнейшем первейшее, что может пригодиться – это умение считать деньги, расплачиваясь в супермаркете.

1. Русский язык

И на первом месте в топ-10 самых важных школьных предметов, по мнению респондентов, оказался русский язык. В рейтинге он лидирует с огромным отрывом. В пользу великого и могучего высказалось 68%. И неудивительно – это единственный предмет, который на всю жизнь определить способность общаться, понять другого и донести свою точку зрения.