Проблемы со слухом у детей

На определенной стадии проблемы со слухом возникают у почти 15% детей. У одних детей эти проблемы начинаются с момента рождения, у других они возникают позже, хотя поначалу все было в порядке. Потеря слуха у детей — это серьезно, поскольку такое осложнение может повлиять на развитие речи и в дальнейшем так или иначе скажется на успехах в учебе. У школьников потеря слуха отражается не только на учебе, но и меняет общее поведение учащегося.

Любой слабослышащий ребенок становится раздражительным, у него ухудшается характер, а причина в том, что он недослышит много из того, что звучит вокруг. Такой ребенок обычно на всю громкость включает телевизор и радио и не выполняет многих просьб родителей. Поэтому если у вас появились подозрения, что ребенок недослышит, сперва убедитесь, что он слушает внимательно. Ведь часто дети бывают слишком увлечены игрой и, хорошо слыша ваш голос, не всегда вникают в то, что вы говорите. Это называется псевдотугоухостью. У новорожденных и очень маленьких детей определить тугоухость крайне сложно. Выявить глухоту у ребенка удается при медицинских осмотрах в более старшем возрасте. До этого момента родители могут не догадываться о проблеме своего ребенка.

Проверка развития слуха у младенцев

Новорожденный ребенок должен слышать хорошо, и при громком звуке он может сделать резкое движение или вздрогнуть. Ребенок может рефлекторно поднять ручки, как он реагирует на любой внезапный стимул. В возрасте одного месяца малыш вполне способен затихать и прислушиваться к знакомым звукам. На неожиданный звук он может моргнуть, перестать сосать погремушку (если он ее держит в тот момент) и даже может перестать кричать и прислушаться. В три месяца нормально слышащий ребенок может с удовольствием лопотать сам с собой или улыбаться на звук материнского голоса. В этом возрасте здоровый малыш по-ворачивается на звук. В девять месяцев ребенок внимательно прислушивается к знакомым звукам и сам уже производит различные звуки, а также поворачивает головку даже на самый тихий сигнал. К восемнадцати месяцам он должен уметь четко произносить около дюжины слов.

Эта схема нормального развития слуха у ребенка должна регулярно проверяться с девяти месяцев, затем в восемнадцать месяцев и, если имеются какие-либо сомнения по поводу развития речи и слуха, в возрасте трех лет. Речь ребенка является ярким отражением состояния его слуха. В восемнадцать месяцев малыш должен ясно произносить односложные слова, в два с половиной года связывать слова, а в три года говорить короткими предложениями. ЛЮБОЙ РЕБЕНОК С ДЕФЕКТАМИ РЕЧИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОВЕРЕН НА ТУГОУХОСТЬ, ПОСКОЛЬКУ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНОЙ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Причины тугоухости

  • Тяжелый средний отит.
  • Серная пробка.
  • Посторонний предмет.
  • Повреждение слухового нерва.
  • Лекарства.

Когда формируется слуховой аппарат

Во многих журналах и книгах для беременных можно встретить советы будущим мамам: читать сказки, петь колыбельные или разговаривать с еще не родившимся ребенком.

Кому-то может показаться это надуманным, однако современные исследования подтверждают: ребенок, еще не родившись, уже способен слышать звуки окружающего мира, немного приглушенные из-за царящей вокруг водной среды.

Стенки живота достаточно тонкие, поэтому ученые предполагают, что малышу доступны любые звуки громче 30 децибел. Поэтому он довольно хорошо слышит не только мамин голос, но и его интонацию, и настроение.

А особенно отчетливо в такой среде улавливаются звуки низких частот, поэтому многие детские психологи советуют общаться с нерожденным малышом не только маме, но и папе.

Что касается того, когда именно ребенок начинает слышать в утробе, то здесь мнения расходятся. Некоторые исследования позволяют сделать вывод, что слуховой аппарат, а, значит, и способность слышать окружающий мир, у плода формируется к 16 неделе беременности.

Большинство же ученых считают, что слух формируется полностью к 20 неделе. То есть, начиная с пятого месяца беременности, будущим мамам рекомендуют общаться «с животиком», петь ему или читать сказки.

Исследования слуха у еще не рожденных детей довольно интересны сами по себе. В ходе таких экспериментов мамы зачитывали определенные детские стишки на последних сроках беременности, а затем снова читали их деткам уже после рождения. Психологи, наблюдающие за экспериментальной ситуацией, фиксировали у малышей реакцию узнавания на эти строки: детки начинали активно двигать ручками и ножками и улыбаться.

Как слышит новорожденный

После рождения, в первые несколько дней ребенок практически ничего не слышит из-за воды в его внутреннем ухе. Затем постепенно слуховой аппарат начинает адаптироваться к изменившимся условиям среды, становясь все более чутким.

Из-за того что слух у новорожденного ребенка в первый месяц жизни несколько притуплен, многие родители начинают беспокоиться, все ли с ним в порядке, замечая, что малыш не реагирует даже на довольно громкие звуки, не просыпается от шума телевизора или стиральной машины.

На самом деле такая постепенная адаптация обусловлена физиологически и служит на благо ребенка: после довольно спокойной и тихой среды, в которой он развивался в маминой утробе, звуки внешнего мира во всем их количестве и разнообразии казались бы малышу какофонией и перегружали бы его.

Процесс адаптации слухового аппарата длится в среднем до 4 недель и к первому месяцу жизни завершается. После 4 недель малыш начинает отчетливо слышать окружающие его звуки, а к 9-12 неделе родители могут заметить, как он старается определить, откуда они доносятся, двигая глазами и головкой.

Медики не рекомендуют излишне строго относиться к обеспечению тишины во время сна ребенка – она ему не требуется. Ведь все девять месяцев до рождения малыш непрерывно слушал, как работают органы мамы. И после рождения гул стиральной машины, шумы с улицы или приглушенные голоса родителей не будут мешать ему.

Средний отит

Самое неприятное то, что даже малая степень тугоухости может повлиять на развитие речи и учебу. Средний отит является самой распространенной причиной тугоухости у детей до 12 месяцев. Почти каждый пятый малыш этого возраста страдает тугоухостью из-за среднего отита. При среднем отите полость среднего уха заполняется вязкой жидкостью, которая сильно снижает передачу звука от барабанной перепонки через слуховые косточки во внутреннее ухо. Часто средний отит не сопровождается никакими другими симптомами, такими как боль в ушах или выделения из уха, хотя эти явления могли происходить раньше в различное время. Особенно если была перфорация (разрыв) барабанной перепонки. Дети постарше обычно могут жаловаться на глухой звук или звон в ушах.

Средний отит возникает, когда евстахиева труба блокируется в результате инфекции или аллергии и давление в ухе больше не может меняться в зависимости от атмосферного давления. По мере того как составные компоненты воздуха в среднем ухе постепенно поглощаются кровью, давление снижается, и в среднее ухо начинает поступать жидкость.

Эта ситуация может возникнуть из-за постоянного инфекционного заболевания среднего уха, частого насморка и кашля, из-за увеличения аденоидов, аллергии и табачного дыма, если родители курят. Этому заболеванию особенно подвержены недоношенные дети, нередко склонность к среднему отиту бывает наследственной. Средний отитом чаще страдают дети с волчьей пастью, с синдромом Дауна или такими врожденными заболеваниями, как аутизм или церебральный паралич.

Серные пробки

У некоторых детей в ушах образуется больше серы, чем положено. Если сера полностью блокирует наружный слуховой канал, может наступить внезапная тугоухость. Помочь в этой ситуации может оливковое масло. Его нужно осторожно закапать в ушко, чтобы смягчить серную пробку. Однако следует знать, что обильное выделение серы из уха нередко свидетельствует об инфекционном среднем отите. Воспаление и жар при этом заболевании способствуют разжижению серы и выделению ее из уха. К тому же, если барабанная перепонка перфорирована, возможно выделение инфицированного гноя.

Посторонний предмет

Маленькие дети имеют привычку засовывать себе в уши мелкие предметы. Внезапная тугоухость, особенно на одно ухо, часто происходит именно по этой причине, поэтому врач обязательно должен внимательно проверить, нет ли в ухе ребенка чего-то лишнего.

Повреждение слухового нерва

Любое заболевание, приводящее к повреждению слухового нерва или той части мозга, которая отвечает за преобразование звука, может стать причиной глухоты. Большинство проблем, с этим связанных, врожденные. Или они возникают в процессе развития слуха у ребенка в первые шесть недель жизни и являются решающими.

Почти у 25% детей с церебральным параличом наблюдается потеря слуха в той или той степени. У 30% детей, рожденных от матерей, перенесших краснуху в первые три месяца беременности, также имеются проблемы со слухом. Такие инфекционные заболевания, как, например, менингит, могут привести к повреждению слухового нерва в любом возрасте. Сильная желтуха у новорожденного также может стать причиной тугоухости. И в этой ситуации необходима срочная медицинская помощь. У более старших детей тугоухость может развиться в результате травмы головы, если поврежден слуховой нерв.

Дети, страдающие аутизмом или рассеянным вниманием, также могут недослышивать. Но это, вероятнее всего, происходит от их заторможенности, а не от истинной тугоухости.

Врождённая глухота

К счастью, врождённая глухота встречается нечасто. Однако знать о причинах её возникновения будет полезно всем, кто планирует стать родителями. Речь идёт не о наследственных факторах, а именно о тех, повлиять на которые нам вполне под силу.

Причинами детской глухоты могут стать:

  • Употребление будущей мамой алкоголя и другие токсические факторы.
  • Вирусные заболевания: сифилис, герпес, краснуха, грипп, паротит, ветряная оспа, корь.
  • Некоторые лекарственные средства: канамицин, мономицин, стрептомицин, хинин и другие.

Особенно важно не допустить вредного влияния этих факторов в первые четыре месяца беременности, поскольку именно в этот период формируются органы слуха плода.

Враги слуха

К сожалению, даже здоровые от рождения малыши могут частично или полностью утратить слух в результате «происков врагов»:

Враг №1. Серные пробки или инородные тела

Если вы вдруг обнаружили, что ребёнок стал плохо слышать, не стоит паниковать, вполне возможно, дело в простом нарушении звукопроводимости, а проще говоря – в серных пробках, а то и в посторонних предметах, засунутых в уши не в меру любознательными чадами.

Если серная пробка полностью закрывает просвет слухового прохода, то ребёнок может не только плохо слышать, но ощущать заложенность уха. Его могут беспокоить шум в ухе, головокружения и другие неприятные ощущения. В этом случае врач просто удалит серную пробку. Делать это в домашних условиях опасно, можно повредить барабанную перепонку и/или кожу слухового прохода.

Причина ухудшения слуха в постороннем предмете? Тем более не пытайтесь достать его самостоятельно. Заниматься извлечением должен только специалист.

Имейте в виду, что в обоих случаях (при серных пробках и при попадании инородных предметов) ухудшение слуха происходит не постепенно, а резко. Например, при пробках это может случиться после купания или после того, как вы чистили ребёнку ушки.

Враг №2. Заболевания

Нередко к воспалительным процессам в ушах приводят инфекционные вирусные заболевания.

К наиболее опасным для детского слуха заболеваниям относятся:

1.ОРВИ. Их серьёзным осложнением может стать отит, при котором воспаляется барабанная полость уха. В результате нередко развивается нарушение слуха.

2.Паротит (свинка). Иногда приводит к значительной тугоухости на одно или даже оба уха.

3.Корь. Может вызвать повреждение слухового нерва.

4.Менингит (воспаление мозговой оболочки). Его возможным последствием является поражение слухового нерва или улитки.

5.Сахарный диабет. При этом заболевании нередко развивается дефицит кератина, что негативно сказывается на слухе. Помимо этого слуховой нерв может повреждаться из-за высокого уровня сахара.

Кроме того, важно помнить, что состояние слуха малышей напрямую зависит от состояния носа. Неслучайно наши уши и носы лечат одни и те же специалисты – отоларингологи. Частые насморки из-за простуд, инфекционных заболеваний и аллергий (!) приводят к чрезмерному разрастанию аденоидов (носоглоточных миндалин). В этом случае они перекрывают область слуховых труб и нарушают слух.

Враг №3. Травмы

Не менее опасны для слуха и травмы. Причём совсем не обязательно, чтобы пострадали сами уши. Так черепно-мозговые травмы могут привести к нарушению работы мозговых центров, отвечающих за слух. А в результате – временные или даже постоянные тугоухость или шум в ушах. А серьёзная шумовая травма – результат воздействия звука 90 и более дБ – и вовсе может стать причиной полной потери слуха.

Враг №4. Медикаменты

Увы, нарушения слуха могут вызывать и некоторые лекарственные препараты:

  • Необратимые нарушения могут вызвать антибиотики аминогликозидного ряда.
  • Обратимые нарушения могут вызвать некоторые мочегонные средства, аспирин, антибиотики-макролиды и другие препараты.

Как можно раньше

Чем раньше диагностированы проблемы со слухом, тем лучше. Важно, чтобы в период формирования речи ребёнок хорошо слышал, ведь сначала он знакомится именно со звучащей речью, учится понимать значения слов и лишь потом пробует говорить сам. Поэтому любые, даже незначительные, нарушения слуха неизбежно замедляют процесс освоения речи и могут привести к задержке психического развития.

Лекарства

Некоторые медикаменты, принимаемые ребенком или беременной женщиной до родов могут стать причиной тугоухости. К таким лекарствам относятся препараты, используемые при лечении малярии, стрептомицин, используемый при туберкулезе, гентамицин, используемый для лечения сесписа (заражения крови), лекарства, применяемые для лечения лейкемии.

Что можете сделать вы?

Родителям очень важно определить потерю слуха у ребенка как можно раньше. Чем дольше ребенок не слышит, тем сильнее влияние глухоты на развитие его речи и умственных способностей. Глухота может явно не проявляться. Но если младенец не гулит и не лопочет сам с собой, если ребенок постарше включает телевизор на полную громкость, значит, в этих ситуациях имеется проблема со слухом. Признаком детской тугоухости может быть плохое, вызывающее поведение, раздражительность, озлобленность, плохие успехи в школе. Если у ребенка часто болят уши, постоянный насморк и кашель, если во сне он храпит (признак увеличенных аденоидов), у него могут возникнуть проблемы со слухом.

Ребенок должен пройти обязательное обследование на слух в восемь месяцев и в три годика. Но родители должны обратиться к врачу немедленно, если только у них появятся малейшие подозрения, что ребенок недослышит. Если обнаружена потеря слуха в той или иной степени, родители обязаны поговорить с учителями и объяснить ситуацию, педагоги могут, в свою очередь, предпринять соответствующие меры. Например, пересадить ребенка за первую парту.

Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка

Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.

Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог. Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.

Что такое слухоречевая реабилитация

Лечение тугоухости не завершается после устранения причины или установки кохлеарного имплантата. Ребенку требуется слухоречевая реабилитация, в процессе которой он учится реагировать на звуки, понимать речь и говорить.

В реабилитации ребенка после установки имплантата участвуют несколько специалистов, включая отоларинголога (хирурга), аудиолога, сурдолога, сурдопедагога, психолога или психиатра. Каждый специалист решает важные задачи:

  • Отоларинголог следит, чтобы в послеоперационном периоде не было осложнений.
  • Аудиолог настраивает процессор кохлеарного имплантата.
  • Сурдолог оценивает эффективность имплантации.
  • Сурдопедагоги учат ребенка реагировать на звуки, понимать речь и говорить.
  • Психолог создает условия, в которых ребенок адаптируется к новым ситуациям и вызовам.
  • Психиатр при необходимости корректирует дефекты психоэмоционального развития пациента.

После эффективной слухоречевой реабилитации ребенок может посещать специализированное дошкольное учреждение и школу-интернат или общеобразовательную школу и детский сад.

Проблемы со слухом нужно решать как можно раньше

Вот главный посыл по итогам статьи: эффективность лечения тугоухости и реабилитации ребенка зависит от сроков выявления проблемы. Чем раньше диагностированы нарушения слуха, тем менее серьезно они влияют на развитие. Поэтому в роддомах и детских поликлиниках проводят аудиологический скрининг. Если ваш ребенок по какой-то причине не прошел проверку или вы подозреваете нарушения слуха, обратитесь к сурдологу.

Дополнительную информацию можно получить по телефону 8 (800) 775-11-07.

Что может сделать врач?

Врач может провести обычную проверку слуха, осмотреть ушки ребенка, определить состояние как наружного слухового канала, барабанной перепонки, так и среднего уха. Врач должен проверить состояние аденоидов или миндалин, которые могут блокировать евстахиеву трубу и вызвать средний отит. В случае сомнений относительно размера миндалин, можно сделать специальный рентген мягких тканей заднего отдела полости носа и горла.

На снимке будет хорошо видна степень увеличения миндалин. В настоящее время слух можно проверить даже у новорожденных с помощью специального акустического прибора. Возможен и более сложный тест с помощью отоакустической эмиссии.Самой распространенной причиной тугоухости является средний отит. До сих пор ведутся споры, как лучше бороться с этим заболеванием. На ранней стадии при инфекционном процессе чаще всего используют антибиотики, чтобы подавить развитие микробов.

Если причиной заболевания является аллергия, применяются антигистаминные средства в виде таблеток или сиропов в течение нескольких месяцев. Помимо всего прочего, эти препараты снижают выделения из среднего уха, которые в большой степени являются причиной тугоухости. Увеличенные миндалины можно удалить хирургически, сделав операцию под названием аденоидэктомия. Одновременно можно через барабанную перепонку вывести дренаж, чтобы в полости среднего уха не скапливалась жидкость.

Серные пробки или посторонние предметы в наружном слуховом канале врач может удалить с помощью специального устройства с миниатюрным пинцетом. Но ни в коем случае родителям не следует пытаться делать это самим. По возможности избегайте лекарств, которые могут подействовать на слух.

С шести месяцев и старше, даже в случаях повреждения слухового нерва, можно воспользоваться слуховым аппаратом (обычно для обоих ушей). Детям, которым не помогает даже слуховой аппарат, можно сделать кохлеарный имплантат для более слабого уха — приспособление, с помощью которого звук, через среднее ухо передается напрямую в усиленном объеме в слуховой орган, расположенный в глубине черепа. В настоящее время для слабослышащих и глухих детей существуют специальные учебные заведения, в которых им помогают нормально развиваться и учиться.

Как проверяют слух

В случае обращения к специалистам, те могут назначить проведение исследований, позволяющих определить, хорошо ли слышит ребёнок.

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ)

Отоакустическая эмиссия используются в родильных домах как скрининговый метод для выявления нарушений слуха. Процедура является совершенно безопасной и безболезненной, в ухо ребенка вставляется небольшой наушник. Все исследование занимает менее 5 минут. Данный метод не оценивает степень снижения слуха.

Тимпанометрия

Тимпанометрия – несложный и быстрый метод диагностики. Меняя давление внутри уха, оценивают подвижность барабанной перепонки и исключают (подтверждают) патологические процессы в среднем ухе.

Подобное исследование обычно занимает буквально несколько минут и может вызывать лишь лёгкий дискомфорт. Специальной подготовки к нему не требуется. Делать его можно детям любого возраста.

Как оценить результаты тимпанометрии?

  • Нормальным считается давление внутри среднего уха в пределах от +50 до -150 деципаскаль (дПа). Эти результаты означают, что в ушах нет жидкости и не повреждена барабанная перепонка.
  • Результаты ниже или выше средних означают только то, что есть необходимость провести другие исследования. Ведь «ненормальное» давление может быть в самых разных случаях: при скоплении в ухе жидкости, повреждениях барабанных перепонок, при образовании на них рубцовой ткани в результате частых ушных инфекций, при опухолях среднего уха или даже при наличии в ухе большой серной пробки.

Аудиометрия

Этот метод хорош тем, что не имеет противопоказаний, не приводит к осложнениям (а значит, может применяться к людям любого возраста и состояния здоровья), но при этом весьма эффективен. Он позволяет оценить степень нарушения слуха и собрать подробную информацию. Важно и то, что аудиометрия – метод далеко не новый (используется уже около 100 лет), хорошо изученный. На протяжении целого века оборудование совершенствовалось, и сейчас использование современных моделей даёт точные результаты.

Во время этого исследования специальный прибор аудиометр определяет порог чувствительности уха человека к звукам, т.е. звуки минимальной интенсивности, которые пациент способен воспринимать. Данные, полученные в результате проверки, позволяют уточнить формы патологий органов слуха и назначить грамотное своевременное лечение, оценить его эффективность или при необходимости подобрать или настроить слуховой аппарат.

В ухо пациента подаются звуковые сигналы различной частоты и интенсивности. Пациент же определяет минимальный уровень звука на каждой частоте, который он слышит. Аудиометрию обычно не проводит детям младше трех лет, поскольку это субъективное исследование — пациент должен понимать, что от него требуется, и реагировать, когда слышит звук.

Компьютерная аудиометрия

Компьютерная аудиометрия — один из наиболее эффективных методов измерения слуха у детей младшего возраста. Метод основан на регистрации электрофизиологического ответа мозга на специальные звуковые сигналы. Метод является совершенно безопасным, безболезненным, но требует достаточно много времени, не менее получаса. Также важно, чтобы во время проведения исследования ребенок спал, иначе результаты будут недостоверны. На голове крепятся небольшие электроды, которые фиксируют электрическую активность головного мозга. Звуковой сигнал подается в ухо через наушники. Когда акустический сигнал воздействует на слуховую систему, то возникают электрические «потенциалы» в слуховых путях, которые регистрируются электродами, усиливаются и передаются на компьютер для дальнейшей обработки. Меняя громкость подаваемого звукового стимула, можно определить самый тихий звук, на который реагирует слуховая система. Поскольку компьютерная аудиометрия проводится только во сне, врачи-сурдологи обычно просят с утра разбудить ребенка пораньше, не давать спать по дороге (в машине), и в кабинете до начала исследования.

Не ждём, а действуем

Если у вас есть малейшие сомнения в том, что ребёнок хорошо слышит, если проверка слуха не проводилась никогда или делалась довольно давно, специалисты советуют не ждать у моря погоды, а самим настоять на исследовании. Ведь известно, что чем раньше ребёнок получает лечение, тем благоприятнее прогноз. Даже если улучшить слух не удастся, врачи во многих случаях могут не допустить его ухудшения. И, значит, ребёнок сможет нормально развиваться, не отставая от своих хорошо слышащих ровесников.

Фото — фотобанк Лори

Если вы еще этого не знаете, то запомните следующее

  • Инфекционные заболевания среднего уха являются причиной тугоухости у почти 15% детей.
  • Если ребенок стал раздражительным или он не успевает в школе, не исключено, что у него возникли проблемы со слухом.
  • Каждый ребенок с задержкой развития или дефектами речи должен быть обследован на тугоухость.

История знает немало примеров, когда человечество за официальную научную доктрину принимало теорию, полную ошибок и неувязок. Таковым, например, было средневековое представление о плоской Земле, вокруг которой вращается весь мир. Таковой являлась теория теплорода. Вероятно, в список сомнительных, граничащих с несостоятельными рискует сегодня попасть и теория фонемного строя человеческой речи, уже полтора столетия применяемая в Европе и Америке.

Легастения

Возможно, что для изучения и описания эволюции и миграции языков фонетика является вполне достаточным инструментом. Однако в сфере практической детской педагогики современная фонетика не только не разрешает многих проблем речевой коррекции и обучения грамоте, но наоборот, часто усугубляет эти проблемы. Методисты всё более изощряют и оттачивают свои разработки в соответствии с принятыми концепциями, а практическая результативность этих новейших разработок всё более и более падает. Европейцы с недоумением взирают на то, как из года в год ухудшается статистика по легастении.

(Легастения — общее понятие для дислексии и дискалькулии — дидактическое заболевание, при котором интеллектуально здоровые люди обнаруживают серьезные проблемы при обучении чтению и письму.)

Число легастеников в англо- и франкоязычных странах превышает 9% от населения. Еще недавно в Германии эта цифра равнялась 6%. По актуальным данным Dislexieverband среди 7,8 млн. германских детей в возрасте от 6 до 15 лет официально признано легастениками/дислексиками 1,8 млн.

В России насчитывается всего лишь 3% легастеников, причем заболевание это проявляется не в столь крайней форме, как на Западе — хоть и с большими проблемами, но русскому чтению оказываются обучаемы почти все российские дети, не страдающие интеллектуальными отклонениями.

В это же время в Японии число легастеников равно нулю. Западные исследователи пытаются объяснить этот факт тем, что японская письменность приближена к рисункам и вследствие этого воспринимается правым полушарием мозга. Однако в Израиле и в Арабских Эмиратах буквы ни в коей мере не являются рисунками, и все же легастения в Израиле проявляется лишь в тех случаях, когда обучение детей-иммигрантов чтению начинается не с иврита, а с русского или с английского языков. Налицо прямая взаимосвязь между возникновением легастении и традиционной для Запада фонемо-буквенной методологией обучения.

Разные взгляды на речевые звуки

Разница между европейским и восточным взглядом на речевые звуки сложилась под влиянием разных принципов письменности. В Европе применяются азбуки фонемные, а на Востоке — слоговые и консонантные. Европейские алфавиты содержат, как правило, от тридцати до сорока букв, и именно эти буквы европейцы называют звуками. Европейцы пообразованнее уточняют в этом месте, что буквы и звуки относятся друг к другу не непосредственно, а через так называемые фонемы. Ведь многообразие речевых звуков со всеми их реальными оттенками в речи каждого человека огромно, а тридцать-сорок букв — это всего лишь условность, приблизительные обобщения, артикуляционные и акустические признаки реальных звуков, но не сами звуки.

«Звук и фонема соотносятся между собой как явление и сущность этого явления. Это значит, что фонема — обобщенная, недоступная непосредственному восприятию единица — имеет в своем распоряжении некоторое количество звуковых вариантов, в которых она, смотря по обстоятельствам, и реализуется. Один из этих вариантов (наименее обусловленный) считается основным, представительным для данной фонемы.»

Что такое слог?

Ну и наконец, как бы российские учителя, логопеды, методисты, доктора наук и академики ни возражали на приведенные здесь рассуждения, — (доктора и академики просто обязаны возражать, ведь они именно тем и заслужили свои степени, что не только усердно выучили, но развили вширь и углубили внутрь фонетическую теорию) — однако Лингвистический энциклопедический словарь Научного издательства «Большая Российская энциклопедия» (достаточно авторитетный источник для ученого читателя?) утверждает, что для русского языка минимальной произносительной единицей речи является вовсе не буква и не фонема, а именно слог. Жаль, что в своем определении даже этот авторитетный словарь совершенно по-бытовому употребляет слово «звук» вместо слова «фонема»:

«Слог — это фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом… С точки зрения речедвигательного управления слог есть минимальная цепочка звуков, внутри которой действуют правила коартикуляции (наложение артикуляции последующего звука на артикуляцию предыдущего) <…> Предполагается, что слог реализуется не как последовательность составляющих его звуков, а как цельный артикуляционный комплекс, то есть задается единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам.»

Из этого определения видно, что слог есть «минимальная цепочка», а значит разделить его на еще более мелкие составляющие элементы в реальной устной речи невозможно. И если дети произносят слог как неразрывный «цельный артикуляционный комплекс», который «задается единым блогом нейрофизических команд», то логично, что именно эту звуковую величину, без искажения далее не делимую, они называют звуком.

Необходимо уточнить, что речь идет именно об открытых слогах типа «С+Г» (согласный+гласный), а не о всяких разных слогах с несколькими согласными.

«Слогоразделы в интерактивных комплексах согласных неопределенны ввиду невыраженности дистрибутивных схем слога (о-стрый / ос-трый / ост-рый)»

Другими словами, связи между примыкающими согласными в слоге настолько слабы, что даже архинатренированные взрослые специалисты оказываются до сих пор не способны договориться, как же правильно делить слова на слоги. Что считать грамотным переносом слов со строки на строку — это остается в академической науке большим вопросом. Требовать от дошкольника «правильного» слогоделения, причем требовать еще до того, как он научился читать — это есть совсем не корректно по отношению к ребенку. Без умения читать ребенок оказывается не способен понять фонемо-буквенный и слоговый строй речи, как беззубый грудничок оказывается неспособен жевать кусочки мяса.

Поразмышляйте, последите за собственной артикуляцией, и вы сами убедитесь, что М в слове МАМА произносится несколько иначе, чем М в слове МУХА. В слове МУХА губы вытягиваются вперед трубочкой еще до того, как началось М. Когда логопеды и учителя для демонстрации усиленно удлиняют М в слоге МУ, чтобы показать ребенку, что М от У отделяемы — они в этот момент просто подменяют одни звуки другими и произносят ММУ вместо МУ. Дети каждый раз с удивлением не могут понять, как же это взрослый не слышит разницу между столь разными МУ и ММУ. Ведь дети не могут предположить, что у взрослых уже давно испорчен нормальный слух, но зато развит слух фонематический. Если бы у каждого из этих слов МУ и ММУ было в русском языке свое собственное лексическое значение, например как в словах СУ (в смысле «французская монетка») и ССУ (в смысле «писаю»), то ребенок сразу указал бы взрослому на неправомерность такой подмены.

Увы, подменой понятий «звук» и «фонема» в российской литературе грешат практически все авторы, и призывы Бодуэна де Куртене не смогли изменить эту средневековую традицию. В приведенных нами выше цитатах и Л.Е.Журова, и Н.А.Зайцев, и преподаватели школы Langust тоже вместо слова «фонема» употребляют слово «звук». И на наш взгляд, именно эта малюсенькая подмена создает столь много проблем в европейской педагогике. А ведь если бы уважаемая Л.Е.Журова не путала эти два столь разных понятия, то ее собственная цитата могла бы стать ответом на ею же выдвинутый вопрос. Сейчас мы не поленимся и еще раз повторим отрывок из статьи Журовой, на этот раз заменив, где это необходимо, слова «звук» и «фонема». Места замены и незамены мы подчеркнем: