Стадии нравственного развития ребёнка (Л. Кольберг)

Человеком управляют не только инстинкты. Цивилизованный человек в своих поступках также руководствуется морально-нравственными ценностями, что существенно отличает его от животного мира. Морально-нравственные ценности развивались как в процессе исторического развития человечества, так они развиваются и в процессе онтогенеза каждого полноценного члена нашего общества.

Лоуренс Кольберг создал свою теорию на трудах швейцарского психолога Жана Пиаже, а именно на его теории когнитивного развития личности. Пиаже не соглашался с идеями своих современников, что интеллект является некой константой, и рассматривал когнитивное развитие как процесс, происходящий в результате биологического созревания индивида и взаимодействия с окружающей средой. Пиаже интересовало как в человеке формируются понятия числа, времени, количества, качества и справедливости. До работ Пиаже в науке существовало мнение, что дети могут давать неправильные ответы и делать неверные умозаключения из-за отсутствия у них знаний и опыта, однако психолог доказал, что дети отличаются от взрослых самим механизмом познания. Но по мере того, как человек растет и приобретает новые познания о внешнем мире, усложняются и способы обработки информации в его когнитивных структурах.

Лоуренс Кольберг предположил, что и понятие о морали также может меняться у человека в процессе его взросления. Он рассказывал своим испытуемым историю, а затем просил оценить поступок главного героя с морально-нравственной точки зрения. В исследовании приняли участие 72 мальчика из Чикаго в возрасте от 10 до 16 лет. 58 из них наблюдались с интервалом в три года в течение примерно 20 лет.

«ДИЛЕММА ХАЙНЦА”

Пожалуй, самой известной историей, которую Кольберг рассказывал своим испытуемым была «Дилемма Хайнца”:

Когда-то в Европе жил человек по имени Хайнц. Его жена умирала от рака. Врачи ничем не могли ей помочь, но многие из них утверждали, что несчастную можно спасти с помощью нового вида препарата, который был изготовлен одним талантливым фармацевтом, проживающем в том же городе. Поскольку Хайнц отчаянно хотел спасти свою жену от верной смерти, он решил купить этот препарат. Однако изготовитель запросил за него очень большую сумму денег, которых у Хайнца попросту не оказалось. Он попытался попросить деньги у своей семьи и друзей, но в конечном итоге ему удалось собрать только половину от необходимой суммы. «Моя жена умирает, могу ли я заплатить тебе половину суммы сейчас, а вторую половину с рассрочкой” — попросил фармацевта Хайнц. Но фармацевт не хотел ни чего слышать и тогда Хайнц решил пробраться в его аптеку, чтобы украсть препарат.

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАВАЛ КОЛЬБЕРГ

Некоторые из основных вопросов, которые Кольберг задавал в этом эксперименте, следующие:

  • Правильно ли поступил Хайнц, украв лекарство?
  • Разве все было бы иначе, если бы Хайнц не любил свою жену?
  • Разве было бы иначе, если бы умирающий был совершенно чужим человеком, а не женой Хайнца?
  • Должен ли химик быть арестован, если женщина умерёт?

Кольберга интересовала не правильность ответов испытуемых, а то, на чём строится их доказательная база. Лоуренс обнаружил, что она меняется у детей с течением времени.

Кольберг выделил шесть стадий нравственного развития в процессе проведения своего опыта.

Он разделил их на три различные группы, в зависимости от возрастного диапазона испытуемых:

  • Доконвенциональная мораль
  • Общепринятая мораль
  • Постконвенциональная мораль
  1. Доконвенциональная мораль — это возраст до 9 – 10 лет. Поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей не принимается в расчет. Человек в этом возрасте познаёт общественную мораль сталкиваясь с последствиями её нарушения.

Первый этап — ориентация на послушание и наказание

На первом этапе дети хотят узнать о правилах и следовать им, а также избегать наказания со стороны взрослых, когда эти правила ими нарушаются.

Второй этап — Наивно-определяющий гедонизм, т. е. ориентация на удовольствие – суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь. В этот момент оправданность поступка определяется индивидуальными убеждениями. Ребёнок будет делать что-то, потому что верит, что это может быть полезно для него, а не только потому, что кто-то другой говорит, что это правильно.

  1. Конвенциональная мораль (с 10 до 13 лет). Человек придерживается условной роли, ориентируясь на принципы других людей. В этот период ребёнок начинает принимать общие правила и моральные стандарты общества взрослых. На этом уровне мы более склонны принимать авторитеты не потому, что кто-то другой сказал нам, что это правильно, а потому, что теперь мы действительно верим в этот моральный кодекс и принимаем его без каких-либо сомнений.

Третий этап. Мораль сохранения добрых взаимоотношений – суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.

Четвёртый этап. Мораль поддержания авторитета – суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами. Когда речь заходит о четвертом этапе, мы, наконец, начинаем видеть более широкую картину и принимаем Моральный кодекс нашего общества, а также некоторые правила поведения. Мы делаем это не потому, что кто-то приказал нам сделать это, а потому, что мы начинаем верить в эти правила. Мы считаем, что это необходимо сделать для того, чтобы наше общество продолжало функционировать без каких-либо проблем.

  1. Постконвенциональная мораль высоких нравственных принципов (с 13 лет). Истинная нравственность, по Колбергу, достигается только на этом уровне развития. Человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. На постконвенциональном уровне люди начинают сомневаться в определенных правилах и законах. В этот момент люди начинают понимать, что каждый индивид — это микрокосм, отдельный от всех остальных, со своей собственной свободной волей и моральным кодексом. Именно на этом этапе мы начинаем жить по своему собственному моральному кодексу и этическим принципам, таким как стремление к свободе и справедливости. Существуют теории, которые утверждают, что этот уровень морали очень трудно достичь, и что не многие люди достигают его в течение своей жизни.

Пятый этап. Мораль ориентации на общественный договор – оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. Пятый этап развития морали — это время, когда мы начинаем вырабатывать различные мнения о моральном кодексе и правилах, установленных обществом. Мы начинаем ставить под сомнение определенные законы, институты и их работу для общества. Правила и законы больше не являются Абсолютом, которому следует следовать без вопросов. Законы, которые не способствуют благосостоянию людей в обществе, подвергаются изменениям и заменяются теми, которые подходят для этой цели. Для того, чтобы это произошло, должно быть большинство голосов в обществе, а это означает, что должен быть компромисс, за который проголосует большинство людей. Можно сказать, что демократия как таковая основана именно на этом принципе.

Шестой этап. Мораль индивидуальных принципов совести – поступок классифицируется как правильный, если он продиктован совестью. На последней стадии морали, шестой стадии, мы можем сказать, что моральное рассуждение определяется с помощью определенных общепринятых этических принципов. Они основаны на социальных идеях, таких как уважение, индивидуальное достоинство и равенство среди всех. Законы и правила считаются действительными до тех пор, пока они выполняют свою главную задачу-сохранение перечисленных нами идей. Правила, которые не способствуют этому, считаются несправедливыми и часто подвергаются изменениям, а если это невозможно, то люди редко им подчиняются, что приводит к социальным беспорядкам.

КРИТИКА ТЕОРИИ КОЛЬБЕРГА

  1. Проблемы с методологией

Когда речь заходит о дилеммах, которые задавал Кольберг, они могут быть истолкованы по-разному, в зависимости от ситуации и статуса субъекта. Испытуемые, которых использовал Кольберг, были мальчиками в возрасте от 10 до 16 лет. Они не были никогда женаты и не могли быть поставлены в ситуацию из истории. Таким образом, это подводит нас к вопросу о том, были ли те дилеммы, которые Лоуренс представил и задал своим испытуемым, дилеммами, подходящими для их возраста, потому что только люди, которые испытали что-то подобное или обладатели большого жизненного опыта, могли ответить на этот вопрос объективно.

  1. Проблемы с выборкой

Это вопрос о репрезентативности самой выборки испытуемых. Лоуренс использовал выборку, состоящую только из мальчиков, которая, по словам Гиллигана, могла только показать, как бы мужчина действовал в такой ситуации. Мужская мораль немного отличается от морального кодекса женщин. Она основан на справедливости и долге, в то время как женские моральные принципы в основном основаны на таких эмоциях, как сострадание и забота. Это означает, что женщины могли бы вести себя иначе, если бы они оказались в той же самой ситуации.

  1. Гипотетические дилеммы

Дилеммы Кольберга не очень реальны, но скорее гипотетичны и это тоже подвергается критике. Да, можно представить себе ситуацию, подобную дилемме Хайнца, но критики часто заявляют, что нет никаких оснований полагать, что человек будет действовать так же и в реальной ситуации. Есть много факторов, которые нужно учитывать, когда речь заходит о нашей реакции. Социальные нормы, этика, Моральный кодекс. Прежде чем что-то делать, мы должны знать, каковы последствия наших действий. Из-за того, что каждый индивид уникален и что действия людей могут быть разными в одних и тех же ситуациях, возникает вопрос, являются ли полученные результаты Кольберга достаточно обоснованными?

В реальной жизни люди определяют, что правильно или неправильно в зависимости от ситуации, в которой они оказались. Необходимо учитывать и тот факт, что некоторые люди не всегда продвигаются по ступеням развития, а остаются на предыдущих уровнях. Одно из предположений Колберга состоит в том, что существует связь между мышлением и действием, что не берёт в расчет действие в состоянии эмоционального потрясения (или аффекта).

Лоуренс Кольберг – в русле идей Жана Пиаже – он утверждает:

1) Моральное развитие детей осуществляется по определённым стадиям;

2) Каждая стадия характеризуется качественными различиями;

3) Стадии идут в определённой последовательности, так что ни одна стадия не может быть пропущена, и не существует обратного движения;

4) Качественные особенности стадии — это доминирующая характеристика морального развития ребёнка в данный период, при этом ребёнок может демонстрировать понимание морали соответственно уже пройденным стадиям и порой переходить в своём понимании на следующую, более высокую стадию (но не дальше). Переход ребёнка на более высокую стадию невозможен без поощрения, обучения или практики. Более того, дети склонны задействовать высшую из достигнутых к настоящему времени стадий.

Для удобства все выявленные учёным стадии можно представить в виде таблицы:

Шесть стадий морального развития по Лоуренсу Кольбергу

Критики считали, что Лоуренс Колберг не учёл в своих стадиях различия между девочками и мальчиками, а также культур, где сильна ориентация на мнение группы (а не на развитие индивидуума).