Сценарий крестин «Каша от крёстной»

К каше на Руси издавна относились уважительно, посвящая этой разновидности блюд пословицы и поговорки, а также используя каши в качестве ритуальных кушаний. Так, по случаю крещения младенца подавалась крестильная каша. С приготовлением и употреблением такой каши было связано немало обрядов.

Раньше и теперь

Современному человеку сложно оценить, как важны были ритуальные действия в жизни предков. За соблюдением всех неписаных законов и правил зорко следили пожилые женщины, которые назубок знали все приметы и поверья. И очень многие такие приметы были связаны с кашами. Связь эта неслучайна: блюда из зерновых сопровождали человечество с древнейших времен, с тех пор как первобытные люди догадались печь лепешки из измельченных зерен диких растений.

С тех самых пор каши стали основой питания. Естественно, отношение к кашам было в высшей степени уважительным. Во время приготовления хозяйки молились о хорошем урожае или о здоровье близких, нашептывали заговоры и старались быть в хорошем настроении. Тогда и каша удавалась на славу – она дарила энергию и отличное самочувствие.

С кашей были связаны различные приметы, например, именно это кушанье, по слухам, предпочитали домовые. Чтобы умилостивить домового, ему клали на блюдечко немного каши, а тогда в доме был мир и лад, вся работа спорилась, а детишки рождались крепкими и здоровыми. С кашей были связаны и другие приметы, причем в разных регионах они отличались друг от друга. Где-то считали своим долгом угощать гостей хотя бы небольшой порцией каши, а где-то боялись треснувшего горшка, обещавшего неурожай.

Со временем народный рацион менялся. Сначала каша потеряла былую популярность у знати, потом от нее понемногу стали отказываться горожане. Дольше всего каша оставалась важнейшим продуктом питания для крестьян, но постепенно и в селах стали все реже готовить блюда из зерновых. Несмотря на попытки диетологов популяризировать кашу, это блюдо сегодня готовится сравнительно редко. Варят кашу лишь иногда на завтрак и – в качестве ритуального блюда – в честь таких важнейших событий в человеческой жизни, как рождение и смерть, вернее крестины и поминки.

Крестины

Для исповедующих православие крестины – это настоящее духовное рождение человека, поэтому этот день всегда был особенным. Помимо собственно крещения малыша счастливые родители в этот день обязательно устраивали праздничную трапезу. Блюда праздничного обеда могли быть весьма разнообразными в зависимости от возможностей семьи, но каша подавалась обязательно. И чем больше был горшок каши, тем более счастливую жизнь обещал он новорожденному.

Крестильную кашу ели не просто так, а по правилам. Когда на стол ставился горшок с дымящимся угощением, гости начинали выкупать право угощать кашей остальных. Первой давала деньги кума (крестная мать), за ней – все остальные гости, и последним самую большую сумму выкладывал кум. Крестный отец также рисовал на поверхности каши различные фигуры, обещающие счастливую жизнь и крепкое здоровье ребенку. Интересно, что часто деньги выкладывались непосредственно на кашу: позже эту кашу прямо с деньгами несли молодой матери в качестве угощения и подарка.

Что же касается счастливого отца, то ему доставалась каша «с потехой». Потеха заключалась в том, что блюдо от души солили (вернее сказать, пересаливали), а заодно и перчили также обильно, сдабривали хреном и горчицей от души. Съесть такую кашу отец должен был всю, без остатка, хотя слезы наворачивались на глаза. Мучили отцов не просто так: считалось, что таким образом они лучше могли понять жену, пережившую мучительные роды. Кроме того, повышенное количество соли использовалось для изгнания злых духов, которые могли поселиться в доме после рождения малыша.

Отцовскую кашу готовили отдельно, а из ее поедания делали целое представление. Другим же гостям доставалась совсем другая каша – сладкая, молочная, вкусная. Эта каша «от повитухи» несла в себе добро, не зря ее лично готовила женщина, принимающая младенцев. Сладкая каша также съедалась вся, без остатка. Горшок, в котором она варилась, после этого разбивали на счастье. А в некоторых регионах такую кашу подавали к столу не в горшке, а в шапке из богатого меха – это обещало ребенку в будущем крепкое здоровье и хороший доход.

Кумовья тоже ели кашу особенным образом. Ложки они держали выпуклой частью кверху. Вряд ли такой способ еды был удобным, но традиция предписывала зачерпывать кашу именно так, чтобы крестник рос здоровым и не был сутулым. А чтобы малыш скорее начал бегать, крестной приходилось быстро бежать на реку стирать кусочки полотна из купели.

Современные традиции

О вкусе отцовской «злой» каши особо не заботились – готовили ее, не жалея соли и перца. Порой крупу для такой каши варили не на молоке или воде, а на вине. Что же касается сладкой каши от бабок-повитух, то ее варили обычно из гречневой крупы на молоке. В такую кашу щедро добавляли масло и мед, чтобы она была вкусной, а младенцу обещала жизнь легкую и сладкую.

Сегодня «злую» кашу уже, наверное, никто не варит. Сладкие же каши на крестины в традиционном стиле подают и поныне. Варят их, конечно, не бабки-повитухи и уж тем более не акушерки из родильных домов, а сами молодые матери или бабушки малышей.

Для варки каши может использоваться традиционная гречка, пшенная крупа или даже рис. Не возбраняется добавлять к каше пряности или сухофрукты – главное, чтобы блюдо получилось сладким, вкусным и не вредным для кормящей матери. И, конечно, гостям не стоит по старинным обычаям класть деньги прямо в кашу: в точки зрения гигиены это далеко не лучший способ дарить подарки.

Мария Быкова

Мария – первая и долгожданная внучка в нашей семье. Она родилась, когда мы уже потеряли надежду на продолжение рода. О ребёнке молились все – как молодые супруги, так и их родители. Машу мы считали даром свыше, поэтому сразу решили, что обязаны её окрестить.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

✔ Выбор церкви
У нас в городе две действующие церкви. Мы выбрали храм Рождества Богородицы. Это старинный собор (дата постройки – XVII век), чудом переживший катаклизмы истории: службы в нём не прекращались даже в период гонения церкви. В храме сохранились и все его древние иконы, поэтому здесь царит особая атмосфера, ощущается «намоленность» святого места. Даже неверующие люди, скептически настроенные к Богу, переступая порог этой церкви, с почтением склоняют голову и задумываются о смысле бытия.

✔ Подготовка к крещению
Мама Марии уже за месяц до обряда стала изучать:

  • что нужно подготовить к крещению;
  • что должны делать родители во время службы;
  • кто может быть крёстным;
  • нужен ли пост перед совершением таинства;
  • какую одежду подготовить ребёнку.

И вот всё готово. Назначена дата обряда, приехал крёстный (родной дядя Маши) из другого города. Внучке куплен и постиран наряд, приготовлен праздничный обед, есть милые подарки для крёстных, ребёнка и гостей. Казалось, всё продумано до мелочей, включая оформление праздничного стола (скатерть, салфетки, фигурки ангелов), поэтому к вечеру, уставшие, но довольные проделанной работой, все разошлись по домам. Родители и Маша остались на ночь в доме бабушки и дедушки.
Вдруг из комнаты молодых родителей послышались возбуждённые голоса. Что случилось? Мама внучки решила ещё раз примерить ребёнку крестильную рубашку и оказалось, что она мала. Мы купили её заранее, а девочка за это время подросла, возможно, ткань после стирки «села», сейчас сказать сложно. Но было ясно – у виновницы торжества нет наряда для такого значимого события.
В нашем маленьком городке после 19 часов жизнь замирает, закрываются промышленные магазины, и новый наряд купить невозможно. Прокрутив в голове все варианты, невестка обратилась ко мне с просьбой: «Нина Григорьевна, Вы же делаете кукол, может, сошьёте Маше новую рубашку?»

Моё хобби – текстильные куклы, поэтому дома есть запасы тканей, кружев, тесёмок и прочих интересных мелочей. Я быстро нашла подходящую белую ткань с вышитыми мотивами, большой моток кружев, достала машинку, сделала выкройку, и через пару часов новая рубашка была готова. В творческом порыве пропал весь мой сон, захотелось дополнить наряд, и ещё через 2,5 часа были готовы кружевные панталончики и чепчик. Весь комплект я украсила оборками из кружев и белыми атласными лентами. Далеко за полночь, довольная проделанной работой, я пошла спать.

✔ Обряд крещения
Утром к назначенному времени наша семья приехала в церковь. Надо сказать, что мы крестили Марию на Ильин день, поэтому в храме было много прихожан, а на сам обряд записалось десять человек, из которых семеро – маленькие дети. Это и была наша первая ошибка. Массовое крещение – это не только 10 человек у купели, но и ещё как минимум 30, если не 50, зрителей.

Погода стояла тёплая, и своего часа мы решили ждать на улице. Маша была словно ангел. Её наряд, с любовью сшитый мной за ночь, сразу бросался в глаза. Пышные панталончики с кружевными оборками, белоснежное платье с рюшами и такой же пышный чепец – ангел, да и только. Я сияла от гордости, уверенная, что фотографии Марии во время крещения, будут просто отличными.
Нас пригласили в Храм. И тут внучка, испугавшись нового помещения, фотовспышек, большого скопления народа, суетливых взрослых, которые то и дело подбегали к своим чадам, разразилась таким криком, что перепугала не только крёстную, но и всех окружающих. Недаром учёные говорят, что у младенцев голосовые связки могут вибрировать так же, как у львов или тигров. На помощь подскочил дядя Маши, но внучка с «львиного рёва» переключилась на «сирену». Не могли успокоить девочку ни бабушки, ни дедушка. Старики готовы были сами разразиться слезами, лишь бы внучка не плакала. Отлично помню свои мысли в тот момент: мне так хотелось взять Машу и увезти обратно домой. Но молодые родители была непреклонны: раз начали крещение, надо закончить.

Решили, что ребёнку жарко: сняли чепчик, затем поочередно стянули кружевные панталончики, пышное платье и носки. Весь наряд, с такой любовью сшитый бабушкой, был запихан в пакет. Мария осталась в одном подгузнике, что и запечатлелось потом на фотографиях. А после того, как внучку окунули в купель, она разошлась таким криком, что в церкви притихли все. Но лишь на мгновение. Следом за Машей заголосили во весь голос остальные семь младенцев, которых крестили в тот же день. Этот многоголосый рёв можно было сравнить со звуком взлетающего фронтового истребителя.
Но честь и хвала батюшке: он был сдержан и благополучно закончил начатое дело. Спокойно окунул всех малышей, помазал, благословил и прочитал нужные молитвы. После того, как младенцы побывали в купели, были уложены на лавки, вытерты и одеты заботливыми руками родителей, в церкви стало тихо. И закончилось крещение торжественным шествием вокруг купели, но уже без детского «хора». Дома, успокоившись, мы ещё долго обсуждали все моменты этого значимого события.

✔ Наши рекомендации

    ✔ Не стоит назначать крещение в религиозные праздники. В эти дни, как правило, в церкви всегда много прихожан. И, возможно, наш обряд прошёл бы спокойнее, если бы не крестили столько детей.
    ✔ Одежда малыша должна быть мягкой, не колючей и удобной, чтобы её можно было легко снять. Я зря увлеклась пришиванием воланов и рюшей в создании наряда.
    ✔ Желательно заранее обговорить со священником вопрос о том, кому можно держать ребёнка на руках во время обряда. Это дол
    жен быть тот человек, с которым младенец чувствует себя спокойно.
    ✔ Перед крещением ребёнка нужно обязательно покормить и взять с собой бутылочку с молоком или смесью.
    ✔ Малышу нужно дать поспать перед посещением церкви, да и взрослым следует прийти отдохнувшими.
    ✔ Хорошо крестить ребёнка в тёплую погоду. Мария родилась в марте, и, чтобы её не простудить, мы решили перенести обряд на лето. Не знаю, как бы внучка повела себя ранней весной. А вот холодной купели я боялась зря – вода была тёплая.
    ✔ Обязательно нужно взять с собой большое полотенце, чтобы завернуть в него ребёнка после окунания в купель.
    ✔ Быть спокойными. Тогда и ребёнок не станет капризничать.

Так мне запомнилось крещение нашей первой внучки. Возможно, таким эмоциональным оно показалось только мне, ведь к внукам у меня особые, более трепетные чувства. Недаром говорят: «Рождённого жалко, а перерождённого больше».

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

Подготовка к крестинам

Подготовка к крещению ребенка является ответственным процессом, в ходе которого необходимо соблюдать определенные традиции и правила. Готовиться к таинству должны как родители малыша, так и его будущие крестные. Чтобы ребенок был принят в лоно Церкви, достаточно одного крестного отца для мальчика или крестной матери для девочки. К выбору крестных родителей необходимо подходить с максимальной серьезностью, поскольку они будут заботиться о крестнике наравне с его родными родителями.

Считается, что именно крестные отец и мать отвечают за духовное воспитание малыша и его христианское взросление.
Обычно этот обряд принято проводить в период с 8-го по 40-ый день жизни младенца, которого собираются крестить, ведь именно в это время он вступает под защиту Господа и очищается от первородного греха. В древности этот период обуславливался ранней смертностью маленьких детей от болезней, а некрещеный ребенок по поверью был обречен на погибель своей души. Выбрав крестных родителей, нужно определиться с местом и датой проведения крестин. Крещение можно провести в любой церкви, соответствующей религии родителей, однако для этого нужно заранее договориться с ее священником. При выборе церкви желательно руководствоваться своими личными ощущениями от места и батюшки. Если все устраивает, священник даст подробные инструкции по подготовке к обряду и ответит на все волнующие вопросы.

Крестины

Все присутствующие на обряде крещения должны выглядеть соответствующим образом: женщинам нужно покрыть голову платком и надеть юбку средней длины, а мужчинам – костюм или другую уместную в церкви одежду. Все участники крещения должны иметь на себе нательный крестик. Перед обрядом желательно уточнить, разрешена ли в церкви фото- и видеосъемка этого знаменательного события, поскольку не все священнослужители одобряют подобное вмешательство в столь интимное действо.
Поскольку крестик с момента крещения должен постоянно быть на теле ребенка, при его выборе нужно учитывать размеры и материал этого церковного атрибута.
Одежда для крещения малыша должна быть светлой и удобной. Как нельзя лучше для этого обряда подходят специальные крестильные рубашечки и полотенца. Их часто оставляют на память, поскольку существует поверье, что они могут облегчить состояние больного ребенка, которого нужно обтереть влажным крестильным полотенцем.

Крестины — семейный праздник, справляемый в честь крещения новорожденного ребенка (бел. радзіны, хрысціны, зборыны, укр., збір (с.зап.). Белорусы считают, что без крестин у ребенка будет «один пар, а не душа». Говорили, что если ребенок умрет, то крестины и будут считаться его свадебным пиром (гуцулы).
Крестины проходят у всех славян по одному сценарию: угощение, пожелания здоровья новоокрещенному, его родителям, сбор денег и взаимное одаривание родителей, крестных и повитухи.
На крестинном обеде главными гостями являлись крестные родители ребенка и бабка-повитуха. Их приглашали за праздничный стол и угощали чаем и закуской. Отец ребенка в это время приглашал друзей и родственников в свой дом, чтобы отметить такое важное событие. Каждый из приглашенных привозил с собой какую-либо праздничную еду, а повитуха — кашу.

Повитуха

Первой на крестинах почиталась бабушка, или повивальная бабка (акушерка, приёмница), принимавшая роды, от которой в немалой мере зависели благополучный исход, появление на свет здорового младенца и состояние здоровья матери. О целительных руках повивальной бабки и её Богом данном даре в народе ходило много присказок, пословиц и поговорок, например: «Бог с милостью, а бабка с руками»; «Не бабка, а угадка»; «У всякой бабки свои ухватки»; «Бабка придёт, всякому подсобит». Хорошие бабки были нарасхват, о чём свидетельствует поговорка: «Таскают, что повивальную бабку». И названия обрядовых крестильных блюд связаны с ней — бабкина каша, бабкины пироги.

Крестильный обед

Крестильный обед начинался после возвращения крестных родителей с ребенком из церкви. Крестный отец (или крестная мать — в зависимости от пола ребенка), войдя в дом, направлялся к печи и слегка прижимал к ней ребенка, затем проходил в передний угол и прикладывал его к божнице с иконами. Эти действия предполагали приобщение новорожденного к домашним святыням: печи и божнице-иконостасу. Считалось, что с этого момента ему будут покровительствовать домовой и святые угодники. Затем крестный или крестная отдавали ребенка отцу.
Угощение, устраиваемое в день крещения или позднее — через неделю, месяц или даже год, было не менее важно, чем сам церковный обряд, подобно тому как свадебный пир подтверждает венчание, ср. рус. «Новорожденное в крещеную веру вводится от хлеба-соли».
Часто крестинный обед более обилен, чем свадебный пир и на нем пьют до «упаду» (пол.). У русских число блюд должно было быть нечетным: пять или семь (смолен.). Угощение было более богатым в честь новорожденного мальчика.
На обед зовут кумовьев, близких родственников, соседей, иногда и священника. У белорусов, на Руссском Севере молодежь не может участвовать в этом празднике; детей не пускали в дом, но они, распевая особые песни под окнами, просили «кашки» (смолен., нижегород.). Или, наоборот, крестинный обед устраивался только для «малых» детей (нижегород., Новгород., псков., твер.).
Кум приносит с собой пирог, жареного карпа или цыпленка (болг.). Женщины приносят в подарок полотно, хлеб, бросают в купель васильки, мужчины — деньги (гуцулы), одежду для младенца, угощение, деньги для мальчика (смолен.). Приносят водку и продукты: муку, горох, яйца, кур, рыбу (укр., пол.), вареники; желая матери новокрещенного быть «полной», как вареник, приговаривают: «на тобі паляницю та затули бочки, де були сини і дочки» (укр.).

Называние имени и здравицы

Главное событие обеда у юж. славян — называние имени. В Полесье и Поозерье обед начинался с «перепивания кумов»: дед новорожденного пил за здоровье внука, недопитую водку выплескивал в потолок, чтобы младенец высоким рос, то же проделывал и кум. Чтобы продемонстрировать, каким высоким должен вырасти ребенок, участники обеда поднимают, подбрасывают младенца, его колыбель или ритуальные блюда (например, ложку каши), произнося соответствующие пожелания: «Господи Сусе Христе, кашу падыми! Штоб моего новорожденного внука князи-баяри любили, за висок терем вадили, вином-медам паили, калачами кармили, с девками, рибятами!» (орлов.), «дай Бог маму сыну взрость да паталка и патпрыгивать» (воронеж.). В Белоруссии повитуха скачет по лавке и приговаривает: «На палу рабяткі, пад палом ягняткі, в хлеву парасяткі» (могилев.).
Присутствующие желают счастья и долгих лет жизни ребенку, удачного брака: «дождаться зеленого венца» (серб.), «как видели под крестом, так бы видеть и под венцом» (смолен.). Произносят здравицы родителям, кумовьям и всем гостям: рус. «Пусть Бог дает отцу и матери счастливую долю, а дитю и боле — себе на утеху и людям на славу!» (смолен.).

Взаимные одаривания

У вост. славян кумы и мать взаимно одаривают друг друга полотном, кум дарит также и деньги: «Кума куму — халсціну, а кум куме — палціну», у болгар куму дают рубаху, носки, полотенце, повитухе — чулки.
Гости дарят ребенку ульи, пчел (полес.). Повитуха обходит всех с тарелкой, собирая деньги «на ножик», «на цветок», «на хлеб», «на мыло», «на соль» (пол.), «на мыло», «на зубок» (рус. смолен.), которые идут отчасти ей, отчасти роженице. Повитуха в награду раздает гостям по квитке (правобережная Украина, Покутье). Собранные с гостей деньги кум отдает матери для ребенка и говорит: «От нас столько, от Бога больше» (серб.) или «Від мене мало, від Бога більше» (укр.).

Крестинные блюда

У юж. и вост. славян главное блюдо на обеде — пирог (серб. пита, погана, гибаница, укр. гуцул. кумскі колачі), который печет кума или свекровь и гости, на него и собирают дары для ребенка, состоящие в основном из тканей и одежды (болг.), у русских втыкают деньги в пирог и желают младенцу: «Стоять ему и бодриться, как деньга торчмя торчит» (твер.). Пеклись и специальные пирожки из овсяной муки — кстинчики (архангел.). На руси часто подавали «бабкины пироги» — это мелкие выпечные изделия из сдобного дрожжевого теста разнообразной формы: плюшки, бублики, булочки, бантики, сердечки, лилии, розочки, снопики, крендельки, подковки, заячьи ушки, бараньи рожки.
Важными блюдами были также бобы, фасоль, вареные фрукты (укр.).
Бабки-повитухи с шутками ломали пироги, пробовали на вкус, ели с борщом за праздничным столом. Женщин, которые приходили проведать ребёнка, угощали пирогами (в Беларуси сохранилось древнее название этого пирога — «скрушок»).

Бабина каша

У вост. славян и словаков важное блюдо на крестинах — каша (кутья), о ритуальном значении которой упоминает русский «Цветник» (XV в.): «бабы каши варят на собрание роженицам». Кашей-«пересолом», густо посыпанной солью, хреном, перцем, заправленной медом и уксусом, угощали отца ребенка, чтобы он проникся мыслью, как его супруге было несладко рожать (в.слав., Владимир. сброд), или разбивали у него на животе горшок каши (чернигов.). Кашу раздавали всем присутствующим, надевая черепки от горшка на голову всем участникам с пожеланием: «о, щоб у тибе на лета (т. е. в течение года) каша была» (гомел.). Кашу надо есть быстро, чтобы ребенок рано начал говорить и ходить. Гости обязаны съесть всю кашу без остатка, иначе крестник будет рябой (рус.), у словаков тоже полагалось съесть все «от края до края»; если разливали вино, дети должны были слизать его, чтобы вскоре были новые крестины. Диалоги на крестинах напоминали свадебные: гости жаловались, что каша «горька, и кисла, не солона», на что бабка отвечала: «Целуй жонку почаще в уста, будет каша не горька» (смолен.).
«Бабину кашу» подавали в конце праздничного обеда, когда начинался «торг» за неё, который продолжался часами. Самую высокую цену обычно давал кум (крёстный отец ребёнка). Ему и доставался горшок с кашей, который он, подняв высоко над головой, разбивал об угол стола. Черепки разлетались, каша рассыпалась. То, что оставалось в руках, клали на стол, чтобы потом съесть. Деньги отдавались либо только молодой матери, либо делились между нею и «бабой». Немного каши съедала мать, остальное ели гости и брали часть с собой для своих детей. Каша, скорее всего, символизировала продолжение рода, что подтверждается и таким обычаем: если в доме были молодые бездетные подруги, горшок нужно было разбить так, чтобы как можно больше черепков и каши полетело в их сторону. По народным верованиям, это должно было «обеспечить» молодым продолжение рода.
В наше время при праздновании крестин в качестве бабиной каши дают конфеты, печенье, торт, которые традиционно подают в горшке.
В Белоруссии вносили кашу ряженые («цыганы», «доктора», «офицеры»), приходил также «аист» («бусел»), поздравлял с рождением ребенка и обещал принести новых младенцев (минск.); у словаков в конце обеда крестные тоже рядились в маски.

Размывание рук и смывание святого миро

На Украине и в Белоруссии обед заканчивался тем, что повитуху возили на бороне, а затем она (или кум) угощала всех в корчме (у зап. славян и гуцулов угощение в корчме предшествовало крестинам). Крестины могли продолжаться три дня. На второй или третий день устраивались зливки или размывание рук (укр., смолен., Ярослав.): смолен. хмелини, укр., бел. похрестини, укр. продирини, очедерини, бел. праксцинки, на третий день — укр. потрусини, смолен. муровины, бел. муравинки, на которых смывается «святой мур» (миро).