ВИА «Алекс Бэнд»

Вокальный ансамбль несколько отличается от хора. Прежде всего, тем, что в ансамбле каждую вокальную партию может исполнять один человек, а в хоре – не менее двух или трёх.

Эта статья пишется под впечатлением от концерта замечательного коллектива «Три в одном», в котором мне также пришлось участвовать. Поскольку именно этот коллектив можно смело рассматривать как полноценный, качественный вокальный ансамбль.

Из чего состоит хор?

Каждый вид хора имеет деление на партии. Так в однородном мужском и женском хоре может быть только две партии: Тенор / Бас (в мужском) и Сопрано /Альт (в женском). Смешанный хор делится на четыре партии (иногда на пять) партий: Сопрано / Альт / Тенор / Бас. Иногда разделяют низкие мужские голоса на две партии: Баритон и Бас, тогда состав выглядит так: Сопрано / Альт / Тенор / Баритон / Бас. В нотах для хорового исполнения принято писать каждую партию на отдельном нотном стане. Четыре нотоносца объединяются: на верхнем пишется партия сопрано, затем альта, тенора, а на самом нижнем – баса.

Вокальный ансамбль «Три в одном».

Предпосылки совместного сотрудничества.

В юности я заслушивался записями коллективов, практикующих многоголосное ансамблевое пение. В первую очередь, это были The Beatles, The Manhattan Transfer, Boys Two Men. Из российских коллективов – «Несчастный случай» и «Вокал-Бэнд». И всегда хотел делать нечто подобное.

Отчасти мне это удалось. В первую очередь, в эстрадном ансамбле «Кредо», где мы с двумя вокалистками практиковали многоголосье под руководством Людмилы Китаевой. Потом – в бит-группе «Гавайцы», куда я привёл одну из этих вокалисток. С ней мы и организовали весьма серьёзную бэк вокальную секцию.

Впоследствии творческие пути с этой певицей у «Гавайцев» разошлись. И бэк вокалу на живых выступлениях мы перестали уделять такое же серьёзное внимание, как раньше. Если на записи мы по-прежнему делали бэк вокал продуманно и хорошо, то на концертах относились к нему несколько по-раздолбайски.

Акустический концерт.

Совсем недавно мы играли на акустическом концерте, где принимали участие ещё два коллектива. Одним из них был ансамбль «Три в одном», о котором я уже достаточно много слышал. Но на их концерте присутствовал впервые.

Они выступали первыми. На сцене находились три поющих девушки. Две из них периодически передавали друг другу гитару. Также был поющий перкуссионист и поющий флейтист. А также приглашённый второй гитарист вместо отсутствующего основного.

Программа у них была достаточно большая и разнообразная. Правда, звук в зале был не слишком хороший. Впрочем, как и на сцене. Я в этом убедился, когда мы сами вышли после них играть.

Не скажу, что мне сразу понравилось всё, что они исполняли. Но при этом я подумал: «А вот бас гитары у них не хватает!» И мне почему-то захотелось самому заполнить этот вакуум. Поскольку с плохими группами желания работать у меня никогда не возникает, следует предположить, что творчество ансамбля меня зацепило. Сначала — на подсознательном уровне.

С флейтистом Стасом Бессоновым мы уже были знакомы — вместе когда-то играли на одном концерте. Я знал, что через неделю у них должен состояться благотворительный концерт. И предложил себя в качестве басиста. Также я обещал организовать достойный мониторинг для вокалистов с применением своей аппаратуры.

Как я и предполагал, Стас не стал отказываться от столь заманчивого предложения. За день до концерта была назначена репетиция. А я приступил к технической подготовке концерта.

Репетиция.

Пожалуй, только на репетиции я по-настоящему оценил профессиональный уровень коллектива. Он оказался запредельно высок. К тому же музыкальный материал был крайне интересен и разнообразен. Я понял, что это — именно то, чего мне не хватало в жизни. Уместно будет привести цитату из песни Марка Фрейдкина:

Пока мотор стучит и ноги носят, и бродят мысли разные в балде,

Душа, как ни верти, чего-то просит помимо баб, напитков и т.д.

Многие песни я уже слышал на акустическом концерте. Но с удивлением обнаружил, что они стали восприниматься несколько иначе, когда я начал участвовать в создании этой музыки, «вариться» в ней. Очень быстро я погружался в глубокий транс и просто растворялся в магии волшебных мелодий. Настолько они были хороши.

Итак, у меня было меньше суток для того, чтобы подготовиться к концерту. Не так уж и мало, поскольку была возможность прослушать записи большинства песен. А нахождение в трансовом состоянии от процесса вообще позволяет творить чудеса. Так что волнения и сомнений я не испытывал — просто «снимал» песни и получал громадное удовольствие.

Участники ансамбля и музыкальный материал.

Пожалуй, пришло время рассказать о коллективе подробнее. Как я уже говорил, «Три в одном» состоит из шести исполнителей (теперь со мной их семь), плюс руководитель Елена Гришина. Именно она является идейным вдохновителем и аранжировщиком ансамбля.

Ядро вокального ансамбля составляют Полина Порохова, Дарья Захарова и Ирина Чиркова. Каждая девушка — изящно одетая красавица, обладающая крайне приятным тембром голоса и умеющая петь. То есть полностью соответствующая критериям очень хорошей певицы.

Добавлю, что даже в период расцвета «гавайского» бэк вокала мы не достигали таких результатов, как вокальный ансамбль Ирины, Дарьи и Полины. Я прекрасно понимаю, какая огромная работа скрывается за той кажущейся лёгкостью, с которой они исполняют сложные многоголосные произведения, в том числе а капелла. Следует добавить сюда ещё и безупречные аранжировки вокальных партий, сделанные Еленой. Что там говорить — мне всегда очень приятно работать и общаться с теми, кто умеет делать что-либо лучше, чем я.

Мужская часть коллектива тоже весьма интересна. Это поющий флейтист Стас Бессонов, который владеет большим количеством духовых инструментов. Мне из них известны только флейта и дудук. Это также замечательный колоритный перкуссионист Денис Матюшин, который тоже поёт очень здорово, хотя и несколько своеобразно. Он, правда, говорит: «Меня в ансамбль пригласили играть, а не петь!»

Есть ещё молчаливый гитарист Сергей Дедов, который знаком мне по совместным концертам с «Гавайцами». А теперь и я попал в этот замечательный коллектив. Мои функции — бас гитара, губная гармошка и мониторинг сцены. Надеюсь, что и в качестве вокалиста я здесь понадоблюсь.

Репертуар ансамбля весьма разнообразен. «Три в одном» исполняют чужой материал, преимущественно представителей авторской песни. Но у меня язык не поворачивается назвать их кавер-группой или бардами. Это — творчество в чистом виде. А ещё следует добавить, что уровень позитива здесь просто зашкаливает.

Спектр авторов песен достаточно широк: от Леонида Утёсова до Ирины Богушевской. Стилистика — от фолка до джаза. На мой взгляд, «Три в одном» — ансамбль вне стиля. Для него очень подходит заглавная фраза с официального сайта группы «Квартал»:

«Музыка не для всех. Музыка для каждого».

Благотворительный концерт.

Мои сутки на подготовку закончились. Осталось дело за малым:

  • достойно отыграть концерт;
  • организовать комфортный мониторинг, прежде всего — для вокального ансамбля;
  • добиться хорошего звука в зале.

На стадии подготовки концерта я рассматривал различные варианты подключения, рисовал схемы и вычислял. Сначала я хотел рулить самостоятельно и звуком на сцене, и звуком в зале. Потом пришёл к выводу, что мне следует заняться исключительно мониторингом, а звук в зале поручить местному звукорежиссёру. Которого, тем не менее, должна контролировать руководитель ансамбля Елена Гришина.

Мониторный посыл с основной консоли я направил в дополнительный микшер. При этом распределил звук на три группы сигналов:

  1. Все вокалисты, плюс перкашн и губная гармошка;
  2. Первая гитара;
  3. Вторая гитара.

Громкость и частотную составляющую каждой группы сигналов я мог регулировать автономно. На вокал, гармошку и перкашн в мониторах я добавил незначительную реверберацию и задержку с помощью процессора эффектов. Бас гитару в мониторы не заводил, поскольку её было хорошо слышно из моего басового комбика.

В первую линию я поставил три монитора — для Стаса, певиц и перкуссиониста. Во второй линии находился один монитор — для меня и гитариста.

Несмотря на то, что я прекрасно слышал всех исполнителей, одна из певиц периодически просила добавить её голос в мониторы. А у меня была возможность увеличить громкость лишь всего вокального ансамбля. Хорошо, что я играл на басу не во всех песнях. Было время, чтобы добежать до звукорежиссёра и попросить его добавить персональный вокал в наши мониторы.

Не скажу, что для меня всё прошло идеально — и по игре, и по звуку на сцене. За сутки мне не удалось найти записи всех песен ансамбля. И некоторые песни пришлось вспоминать прямо на концерте. Хорошо, что я видел, какие аккорды Ирина зажимает на гитаре.

Но с уверенностью могу сказать, что без меня сценический звук был бы гораздо хуже. В первую очередь потому, что я сам вокалист. И прекрасно понимаю, какое значение для вокального ансамбля имеет хороший сценический мониторинг. А когда есть хороший звук на сцене, вероятность удачного выступления многократно повышается. Так было и в этот раз.

Концерт удался. С бас гитарой коллектив зазвучал совсем по-другому. Во время концерта я чувствовал, как у меня «башню сносит» (в хорошем смысле). Положительные эмоции просто переполняли.

Я обратил внимание, что аплодисменты в зале начинались не сразу после окончания каждой песни, а после некоторой паузы. Видимо, зрители тоже погружались в транс. Благодаря мистике, которая звучала со сцены. Не знаю, умышленно или неосознанно Елена и её коллектив используют техники введения в транс и воздействия на психику слушателей. Полагаю, что здесь всё не просто так. Но воздействие это — исключительно позитивное.

В заключение будет уместно привести видео с одного из выступлений этого замечательного ансамбля. Поскольку лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать…

Об авторе:
Дмитрий Силин – эксперт в области оперного академического вокала, универсальных законов, управляющих человеческим сознанием, разумом, здоровьем, долголетием, процветанием в жизни и бизнесе.

Эстрадный вокал обучение интересует многих! Однако, вопрос, что такое эстрадный вокал и чем эстрадный вокал отличается от оперного вокала и хорового пения?

Вокал — это певческое искусство, поясняет нам словарь Ожегова… А почему тогда мы называем хоровое пение хоровым пением, а не хоровым вокалом?

Итак, поясняем из очевидного — хоровое пение — это не вокал, потому что пение хором не может в принципе раскрыть талант каждого певца в отдельности и тем самым очаровать слушателя высокой техникой пения!

Хоровое пение — это процесс, всё внимание в котором сосредоточено на совместных действиях исполнителей, а не отдельной личности!

Именно поэтому, надо полагать, в каждом хоре есть солист, солисты, которые украшают хоровое пение своим чем? Вокалом!

Солист или солисты хора, это как в футболе форварды — вся команда играет, борется за мяч, а форвард только голы забивает… Осмелимся мы провести такую аналогию, чтоб понять, что именно солист хора и создает основное впечатление от хорового пения своим, чем? … Вокалом, вестимо!

Итак, очаровать слушателя можно только вокалом, а не пением! Пение — процесс, а вокал — это уже класс, высокая оценка мастерства пения со стороны слушателей и экспертов!

Мы говорим — поставленный вокал и техника пения… Итак, вокал — это объект, а пение — действие!

И, если сильные звуки Вашего голос слушают с удовольствием — Вы мастер вокала! А если Вам ещё и эксперты хлопают в ладоши… Тогда Вы — Большой Мастер Вокала!!!

Итак, вопрос: Эстрадный вокал есть мастерство настоящее или оперный вокал есть мастерство настоящее?

Тогда, подумаем над тем, когда нам интересно слушать оперный вокал, а когда эстрадный?

Однозначно, что в оперу люди приходят, чтобы слушать голоса! А в эстрадном вокале нас, в основном, очаровывает музыка и текст песни… Впрочем и песни самой может не быть, а мы можем слушать просто интересный речитатив под музыкальный аккомпанемент…

Итак, нужно прийти к пониманию того простого факта, что эстрадного вокала, как такового, нет! А что есть? Есть только эстрадная дикция! А вокал бывает только оперным и никаким другим!

«Эстрадный вокал», говоря иначе, ложный термин от начала до конца, который никак не согласуется с ранее существовавшим термином — «Оперный вокал»!

Однако эстрадный вокал существует! Почему?

Потому что, все секреты оперного вокала в настоящее время наукой о вокале полностью забыты!

Потому что, даже у профессоров консерваторий России, Европы и Америки:»около 95-97% обучающихся постановке голоса поют не физиологично, разрушая своё здоровье» А. М. Кравченко, СЕКРЕТЫ БЕЛЬКАНТО (1993).

Эстрадный вокал — это ещё и феномен получаемый от относительно нового явления — появилась возможность усиливать голос певца и делать звук голоса красивым с помощью компьютерной обработки записи пения (Именно пения, а не вокала!!!).

Вот именно поэтому и существует эстрадный вокал, любой голос можно сегодня сделать красивым компьютерной обработкой, а все секреты настоящего оперного вокала полностью забыты теми, кто эти секреты должен был бы хранить и помнить!

В прошлом существовал только вокал оперный, который позволял, вообще, без какой-либо усилительной аппаратуры давать звук голоса такой силы, что все присутствующие в зале слушатели слышали оперное пение отлично и наслаждались… Нет не стихами и музыкой, а чарующими звуками голосов певцов!

…Музыка и стихи в оперном пении не важны, а важно только умение певца генерировать звуки своего голоса так и таким образом, чтобы: Во-первых, все слушатели могли слышать голос певца, а во-вторых, чтобы слышимые звуки голоса приносили слушателям наслаждение!

Да, а, как называются педагоги пения в школе и преподаватели вокала в консерватории? Понятна теперь разница? В школе дипломированный специалист преподает пение, а в консерватории специалист с ученой степенью преподает вокал!

Теория позитивного мышления в вокале

Теория позитивного мышления лично для вас может начаться со следующего вопроса:

Подумайте теперь так, что если бы Вам пешком пришлось прогуляться по маршруту, по которому Вы часто ездите быстро в машине?

Так вот, Вас бы поразило множество ранее не замечаемых Вашим восприятием деталей!

Подумайте теперь так, что если бы Вам пешком пришлось прогуляться по маршруту, по которому Вы часто ездите быстро в машине, то Вас бы поразило множество ранее не замечаемых Вашим восприятием деталей!

Точно так же, когда вы делаете перепев не просто чей-то успешный записи вокала, а стараетесь копировать пение звезды, то Вы ВНУТРЕННЕ ИМИТИРУЕТЕ процесс создания и разучивания опытным в этом деле человеком данного произведения, и тогда Вы обращаете свое внимание на те детали, которые проскочили незамеченными, когда Вы были слушателем и просто слушали.

И если Вы отрабатываете перепев хотя бы нескольких вокальных звезд, то Вы сами становитесь звездой, просто напросто потому, что набрались своим сознанием и подсознанием многих и многих звездных приемов хорошего и отличного пения.

Копируя звезду, Вы сделаете себя звездой! А став звездой Вы получаете и способности звезды! Наш ум, действительно, имеет безграничную способность к подражанию!

Копирование — это одно из лучших упражнений для больших достижений в любых сферах!

Процесс перепева звездных произведений — это внутренний и внешний процессы, которым невозможно научиться просто слушая или разглядывая видео…

И помните — творчество — это всегда транс!

И, вообще, когда Вы интенсивно концентрируетесь на каком-то предмете, чем-то конкретном или каком-то чувстве, образе или мысли — Вы попадаете в состояние транса автоматически…

Даже, если Вам просто нечего делать — при стоянии в очереди, поездке в машине, лежа на диване — вы все равно в той или иной степени входите в транс…

Короче, ещё одно определение: Если вы в трансе, то для того, чтобы достучаться до Вас вешнему миру приходится прилагать немалые усилия…

Ежедневные занятия голосом, минимум два раза в день по двадцать минут каждое, можно и нужно называть медитацией на собственный вокал или голос! Именно от медитации мы и можем ожидать получать тот подъём у слушателей нашего вокала, исполнения, например, перепева, который получают многие люди обращаясь к религиям и их песнопениям!

Всё просто — ничего сложного!

Итак, если мы делаем ежедневные занятия голосом минимум два раза в день по двадцать минут каждое, хотя бы в течении нескольких недель подряд, то мы тогда будем входить в транс каждый раз, когда будем исполнять отработанное в режиме медитации на вокал произведение!

Заметим теперь и то, что у многих людей существует совершенно неправильное и предвзятое понимание слова «транс»…

По их мнению — это что-то вроде того, когда человек похож на пьяного или лунатика и не отдает отчета в своих действиях себе никакого.

Под трансом, говоря научно, нужно понимать ЛЮБУЮ, вообще, сильную концентрацию на чем-то внимания… А фокусированное внимание — один из признаков начинающегося транса.

Развитие слуха скачать

и начать заниматься, с тем, что скачено, можно быстро…

Однако подумайте над вопросом, зачем вообще скачивать что-то и затем специально заниматься этим, тратя свое драгоценное время на не слишком результативный труд? Ведь можно сразу приступить и к разучиванию репертуара, и к развитию слуха одновременно!

И прийти к хорошим результатам по развитию слуха за время… разучивания репертуара!

Итак, приступайте сразу учить репертуар и развивать слух! И развитие музыкального слуха придет само собой!

Что есть, кушать, чтоб был красивый и очаровательный голос?

Что есть, кушать, чтоб был красивый и очаровательный голос? Ответ на этот вопрос логически вытекает из понимания того, что лучший режим занятий вокалом — это режим занятий вокалом, как медитацией на собственный голос!

Тогда вопрос: Что кушают и что не кушают индийские и буддийские мастера медитации, чтобы, вообще, любые медитации проходили в самом лучшем виде?

Первое в питании йогов это полный отказ от мяса, рыбы, грибов и всяких солений и квашения, консервов и продуктов содержащих не натуральные вещества, такие как консерванты и красители, вкусовые добавки…

Всё только свежее — овощи фрукты и овощи, каши всякие, приготовленные непосредственно перед употреблением… Плюс молоко разбавляемое на половину водой при питье, мёд — столовая ложка в день, также разбавленная наполовину водой…

Адамово питание — общее название такой диеты…

Конечно, сначала может быть очень трудно отказаться от многих продуктов, чтобы лучше начать выполнять медитацию на собственный вокал… Однако к этому нужно стремиться — тогда всё получиться!

Однако, если больны, то, разумеется, снимайте все ограничения на яйца, рыбу, рыбий жир, и птицу, ибо эти продукты будучи качественными, быстро ставят человека на ноги!

Это ещё и сердце, печень, почки, глаза и кровь здоровых животных…

Выгодно для укрепления здоровья после болезни есть то мясо, которое едят все праведные мусульмане — халяль.

Исламское мясо халяль готовиться специальным образом: После молитв убиваемому животному перерезают шейные вены и животное умирает от потери крови, входя при этом перед смертью в состояние глубокого транса!

Отсюда и ответ (на вопрос — почему?) в заповедях мусульман — есть всегда мясо только халяль, а обыкновенное мясо не есть вовсе, если даже кушать больше нечего!

Мясо «запоминает» то состояние энергетики животного, которое было у него перед смертью, а когда человек ест мясо, то состояние животного перед смертью, которое он ест, передается кушающему мясо человеку…

Поэтому, если человек ест мусульманское мясо, то получает сильную предпосылку войти в транс-медитацию во время еды, а когда обыкновенное, то может чувствовать всякий дискомфорт состояний своей психики… То состояние эивотного, которое было у него перед смертью: страх, ужас, боль…

Отсюда и запрет на свинину и мясо собак у мусульман — психическое состояние свиней и собак, вообще, совершенно не подходит человеку…

Итак, кушайте то, что едят согласно своим религиозным законам йоги и мусульмане и именно такое питание лучшим образом скажется на возможностях Вашего голоса очаровывать слушателей!

Да, ещё у апостолов Христа была такая заповедь по мясу: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (Библия. Деяния. 1Кор.8:13)… Это ничто-иное, как намек на предпочтение питания Адама каким-либо другим диетам!

И власть голоса скоро уже будет вся Ваша! Опять новый, практический, проверенный и надежный способ разучивать вокальные произведения, развивать слух и музыкальные способности ждет Вас уже третий день на страничке «Йога Вокального Мастерства», чтобы Вы получили выгоду для себя!

С уважением, Дмитрий Силин.

Народный вокал

Ассоциации с застольной «По Дону гуляет» уместны, но не совсем точны. Рюмка водки и кокошник не добавит вам скиллов. К тому же, фольклорное пение не заканчивается русскими-народными песнями. Вспомните хотя бы тирольский или кантри йодль.

Йодль — особая манера пения без слов, с чередованием грудных и фальцетных звуков.

Народные песни прекрасно трансформируются в эстрадные, как у Пелагеи:

Иногда начинающие не хотят заниматься народным пением, так как опасаются приобрести характерное плоское звучание. Татьяна Четвертных советует не бояться:

Это очень интересное направление, так как оно напрямую связано с историей и чем-то сродни археологии. Это огромный пласт культурного наследия, который надо изучать очень кропотливо. Если мы рассматриваем Россию, то в каждой области свой особенный колорит, свои традиции… «Плоский» звук в народном пении остался глубоко в прошлом! Это лишь один из множества способов звукоизвлечения. И всё опять возвращается к тому, насколько педагог любит и знает свое дело.