Загадки казаков

Ухватил всадник страшною рукою колдуна и поднял его на воздух. Вмиг умер колдун и открыл после смерти очи; но уже был мертвец и глядел, как мертвец. Так страшно не глядит ни живой, ни воскресший. Ворочал он по сторонам мертвыми глазами, и увидел поднявшихся мертвецов от Киева, и от земли Галичской, и от Карпата, как две капли воды схожих лицом на него.

Бледны, бледны, один другого выше, один другого костистей, стали они вокруг всадника, державшего в руке страшную добычу. Еще раз засмеялся рыцарь, и кинул ее в пропасть. И все мертвецы вскочили в пропасть, подхватили мертвеца и вонзили в него свои зубы. Еще один всех выше, всех страшнее, хотел подняться от земли, но не мог, не в силах был этого сделать — так велик вырос он в земле; а если бы поднялся, то опрокинул бы и Карпат, и Седмиградскую и Турецкую земли. Немного только подвинулся он — и пошло от того трясение по всей земле, и много поопрокидывалось везде хат, и много задавило народу.

Слышится часто по Карпату свист, как будто тысяча мельниц шумит колесами на воде: то, в безвыходной пропасти, которой не видал еще ни один человек, страшащийся проходить мимо, мертвецы грызут мертвеца. Нередко бывало по всему миру, что земля тряслась от одного конца до другого: то оттого делается, толкуют грамотные люди, что есть где-то, близ моря, гора, из которой выхватывается пламя и текут горящие реки. Но старики, которые живут и в Венгрии, и в Галичской земле, лучше знают это и говорят, что то хочет подняться выросший в земле великий, великий мертвец, и трясет землю.

городе Глухове собрался народ около старца-бандуриста, и уже с час слушал, как слепец играл на бандуре . Еще таких чудных песен и так хорошо не пел ни один бандурист. Сперва повел он про прежнюю гетманщину, за Сагайдачного и Хмельницкого. Тогда иное было время: казачество было в славе, топтало конями неприятелей, и никто не смел посмеяться над ним. Пел и веселые песни старец и поваживал своими очами на народ, как будто зрящий: а пальцы, с приделанными к ним костями, летали, как муха, по струнам, и, казалось, струны сами играли; а кругом народ, старые люди, понурив головы, а молодые, подняв очи на старца, не смели и шептать между собою.

— Постойте, сказал старец, — я вам запою про одно давнее дело.

Народ сдвинулся еще теснее, и слепец запел:

— За пана Степана, князя Седмиградскаго (был князь Седмиградский королем и у ляхов) жило два казака: Иван да Петро. Жили они так, как брат с братом.

«Гляди, Иван, все, что ни добудешь — все пополам: когда кому веселье, веселье и другому; когда кому горе — горе и обоим; когда кому добыча — пополам добычу; когда кто в полон попадет — другой продай все и дай выкуп, а не то, сам ступай в полон». И правда, все, что ни доставали казаки, все делили, пополам: угоняли ли чужой скот, или коней — все делили пополам.

* * *

Воевал король Степан с турчином. Уже три недели воюет он с турчином, а все не может его выгнать. А у турчина был паша такой, что сам с десятью янычарами мог порубить целый полк. Вот объявил король Степан, что если сыщется смельчак и приведет к нему пашу живого или мертвого, даст ему одному столько жалованья, сколько дает на все войско. «Пойдем, брат, ловить пашу!» — сказал брат Иван Петру. И поехали казаки, один в одну сторону, другой в другую.

* * *

Поймал ли бы еще, или не поймал Петро, а уже Иван ведет пашу арканом за шею к самому королю. «Бравый молодец!» — сказал король Степан, и приказал выдать ему одному такое жалованье, какое получает все войско; и приказал отвесть ему земли там, где он задумает себе, и дать скота, сколько пожелает. Как получил Иван жалованье от короля, в тот же день разделил все поровну между собою и Петром. Взял Петро половину королевского жалованья, но не мог вынесть того, что Иван получил такую честь от короля, и затаил глубоко на душе месть.

* * *

Ехали оба рыцаря на жалованную королем землю, за Карпат. Посадил казак Иван с собою на коня своего сына, привязав его к себе. Уже настали сумерки — они все едут. Младенец заснул; стал дремать и сам Иван. Не дремли, казак: по горам дороги опасные!.. Но у казака такой конь, что сам везде знает дорогу: не споткнется и не оступится. Есть между горами провал, в провале дна никто не видал; сколько от земли до неба, столько до дна того провала. Но над самым провалом дорога — два человека еще могут проехать, а трое ни за что. Стал бережно ступать конь с дремавшим казаком. Рядом ехал Петро, весь дрожал и притаил дух от радости. Оглянулся и толкнул названного брата в провал; и конь с казаком и младенцем полетели в провал.

* * *

Ухватился, однако ж, казак за сук, и один только конь полетел на дно. Стал он карабкаться, с сыном за плечами, вверх; немного уже не добрался, поднял глаза и увидел, что Петро наставил пику, чтобы столкнуть его назад. «Боже ты мой праведный! Лучше бы мне не подымать глаз, чем видеть, как родной брат наставляет пику столкнуть меня назад!.. Брат мой милый! Коли меня пикой, когда уже мне так написано на роду; но возьми сына: чем невинный младенец виноват, чтобы ему пропасть такою лютою смертью?» Засмеялся Петро и толкнул его пикой, казак с младенцем полетел на дно. Забрал себе Петро все добро и стал жить, как паша. Табунов ни у кого таких не было, как у Петра; овец и баранов нигде столько не было. И умер Петро.

* * *

Как умер Петро, призвал Бог души обоих братьев, Петра и Ивана, на суд. «Великий есть грешник сей человек!» — сказал Бог. «Иване! Не выберу я ему скоро казни; выбери ты сам ему казнь!» Долго думал Иван, вымышляя казнь, и наконец сказал: «Великую обиду нанес мне сей человек: предал своего брата, как Иуда, и лишил меня честного моего рода и потомства на земле. А человек без честного рода и потомства, что хлебное семя, кинутое в землю и пропавшее даром в земле. Всходу нет — никто и не узнает, что кинуто было семя».

* * *

«Сделай же, Боже, так, чтобы все потомство его не имело на земле счастья; чтобы последний в роде был такой злодей, какого еще и не бывало на свете, и от каждого его злодейства, чтобы деды и прадеды его не нашли бы покоя в гробах, и, терпя муку, неведомую на свете, подымались бы из могил! А Иуда Петро, чтобы не в силах был подняться, и от того терпел бы муку еще горшую; и ел бы, как бешеный, землю и корчился бы под землею».

* * *

«И когда придет час меры в злодействах тому человеку, подыми меня, Боже, из того провала на коне на самую высокую гору, и пусть придет он ко мне, и брошу я его с той горы в самый глубокий провал, и все мертвецы, его деды и прадеды, где бы ни жили при жизни, чтобы все потянулись от разных сторон земли грызть его за те муки, что он наносил им, и вечно бы его грызли, и повеселился бы я, глядя на его муки! А Иуда Петро чтобы не мог подняться из земли, чтобы рвался грызть и себе, но грыз бы самого себя, а кости его росли бы чем дальше, больше, чтобы чрез то еще сильнее становилась его боль. Та мука для него будет самая страшная, ибо для человека нет большей муки, как хотеть отмстить, и не мочь отмстить».

* * *

«Страшна казнь, выдуманная тобою, человече!» — сказал Бог — «пусть будет все так, как ты сказал; но и ты сиди вечно там на коне своем, и не будет тебе царствия небесного, покамест ты будешь сидеть там на коне своем!» И то все так сбылось, как было сказано: и доныне стоит на Карпате на коне дивный рыцарь, и видит, как в бездонном провале грызут мертвецы мертвеца, и чует, как лежащий под землею мертвец растет, гложет в страшных муках свои кости и страшно трясет всю землю…

Наталья Аматуни
Сообщение на семинаре «Фольклор донского казачества в зеркале пословиц, поговорок, загадок»

Слайд 1.

Сообщение на семинаре по теме: «Фольклор донского казачества в зеркале пословиц, поговорок, загадок».

Слайд 2.

Мы живем с вами в краю Тихого Дона. Так называют в народе древнюю казачью землю, ныне Ростовскую область. Дон, земля донская, казаки… Произнесешь эти слова и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон-батюшка, образы Ермака и Платова, Разина и Булавина, Чехова и Шолохова, много других людей, прославивших Дон и Россию деяниями своими.

Чтобы полюбить свой край по- настоящему, надо хорошо знать его, понимать, делать так, чтобы замечательный уголок родного края становился все краше.

Слайд 3.

Богата культура Донского края казачьими песнями, сказками, преданиями, легендами, обычаями, загадками, пословицами и поговорками. Издавна живут на Донской земле прекрасные мастера и рукодельницы, поэты и писатели, ученые и деятели искусства.

Культура Донского казачества пережила за столетия своего развития немало взлётов и падений. В настоящее время возрождается казачество, его культура, традиции, быт, история.

Слайд 4.

Казаки – народ исконно русских корней и православной веры, создавший за многие столетия своего существования самобытную культуру. Казачество — уникальное этническое и социальное явление в мировой истории, вклад которого состоит, прежде всего, в богатейшем культурном наследии.

Объединяя в своих рядах разные этносы, сохранив носителей мировых религий от периода позднего средневековья до начала XХ1 в., казачество открыло путь для взаимовлияния, взаимопроникновения различных культур.

Слайд 5.

Культура донского казачества – это яркое личностное, высоко духовное и нравственное воспитание, которое проходит в рамках моральных и нравственных принципов, построенных на патриотизме, с ориентацией на семейные ценности. Наиболее ярко и полно специфика историко-культурного бытия казачества отражена в его фольклорной традиции.

Слайд 6.

Что такое фольклор? Это устное народное творчество – былины и песни, сказки и заговоры, пословицы и поговорки, обрядовая и иная поэзия. Мне бы сегодня хотелось остановиться и рассказать вам подробнее о пословицах, поговорках и загадках. Удивителен донской фольклор, в нем – вся жизнь народа, его радости и боли, думы о будущем, быт и традиции.

Слайд 7.

Как появились пословицы и поговорки? Они дошли к нам с древних времен. Это короткие и простые, но богатые по мысли изречения. Они складывались народом еще до того, как появилась на Руси грамота.

Поговорки.

Это образное высказывание. Обычно это часть пословицы или устойчивое сочетание слов. Погнался за двумя зайцами.

Работать спустя рукава.

Пословицы.

Это краткое изречение, содержащее народную мудрость, законченное суждение.

Пословицы обычно состоят из двух частей. В пословицахприсутствуют признаки поэтической речи: ритм, рифма.

Без пословицы и речь не молвится.

Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

Слайд 8.

А в чем же различие между пословицами и поговорками:

Поговорка – украшение речи (цветочек)

А пословица – зрелое суждение (ягодка)

Слайд 9. Об особенностях языка казаков.

Казаки известные острословы, и именно слово – тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», так говорили казаки.

Так, на каком же языке говорят донские казаки? Самостоятельным его назвать нельзя. Мы имеем дело со смесью языков. Но эта смесь превратилась в нечто особенное. Ученые-филологи с изумлением обнаружили славянско-тюркскую основу. Наибольшее влияние на донскую речь оказали малороссы. Не стоит забывать о национальном составе самих казаков и влиянии ближайших соседей — кубанцев, калмыков и кавказских народов. На Дону есть орловско-курские диалекты, тамбовско-рязанские, и они наслоились на языковые остатки половецких племен, все это можно назвать донским говором. Балачка – музыка души. Гуторить – говорить, разговаривать.

«Сказать тебе гуторку – пословицу, поговорку?»

«Акать» в хуторах и станицах любят не меньше, чем «гэкать».

Слайд 10.

В казачьей речи широко использовались диалектизмы – слова,употребляемые преимущественно жителями одной местности:

Курень – дом гардал – горчица чирики – казачья обувь

Гомонок – кошелек каймак – чистая пенка надысь — недавно

Слайд 11.

Об особенностях местного диалекта говорят и пословицы и поговорки, истолкованные на местном диалекте или придуманные на Донской земле.

Поговорки:

Билого свита нэ бачить, что означает – «Чрезмерная занятость».

Быть сполох – «Поднимать тревогу».

Дурэнь думкой богатие – «Мечтатель о несбыточном»

Пословицы:

Хто рана встаёть, таму бох даёть.

Гуляй, да дила нэ забувай.

Дають бери, а бьють беги.

Слайд 12.

Пословицы и поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого. Они были посвящены всем сторонам жизни казаков.

Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится.

Атаманам пышки, казакам шишки.

Веселы привалы, где казаки запевалы.

Житие собачье, зато слава казачья. С Дону выдачи нет…

И много других пословиц и поговорок….

Слайд 13.

Неоценимую помощь в изучении устного народного творчества оказывают старожилы, сохранившие светлый ум, прекрасную память и редкий дар сказительства.

Слайд 14.

Казак — это воин, защитник. Любовь к Родине это у казака в крови. Важнейшей традицией казачества является патриотизм.

Казак скорее умрет, чем с родной земли уйдет

Слайд 15. Много пословиц и поговорок о силе казачьегодуха воинской чести и доблести:

Казачья смелость разрушит любую крепость

Где тревога, туда казаку и дорога

И один в поле воин, коли ладно скроен….

Слайд 16.

Казак, стой за правду горою, тогда и люди за тобою.

Казак в бою, как орел в небе.

Кто пули боится, тот в казаки не годится.

Слайд 17.

Где робкий потеряет, там смелый найдет.

В стремя ногой, простись с головой.

Кто пули боится, тот в казаки не годится.

У казака в бою нет спины.

Слайд 18. О коне.

Верным и надежным другом у казака всегда, с самого детства, был конь.К коню особое было отношение:

Без коня – казак кругом сирота.

Конь да ночь — казаковы товарищи.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Слайд 19. О песнях.

И какая же жизнь без песни у казаков? Удаль, лихость и поэтичность казачьих песен послужили причиной их быстрого и повсеместного распространения, о чем гласят пословицы:

Казак без песни, что виноградная лоза без гроздьев

Казак в пути не скучает, он песни напевает

Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать

Слайд 20. О женщине.

Женщина в казачьей семье играла важную роль и отношение к ней всегда было особенным, она являлась хранительницей домашнего очага, на ее плечи ложились заботы о немалом хозяйстве и воспитании детей.

Бери жену с Дону, проживешь без урону

Много выбирать, женатым не бывать.

Слайд 21. О невестах.

Когда приходило время думать девушке о создании семьи, дед дарил девушке серебряное колечко, тем самым давал знать, что его внучка «не дитя», что означало — можно звать сватов.

И это событие отражалось тоже в поговорках и пословицах:

До поста ли казаку, когда невеста в соку.

Месяц — казачье солнце, загляни к милой в оконце.

Глаза не пули, а сердце насквозь разят.

Слайд 22. Про жену — мать.

Кто вынашивает и рожает казаков, продолжая наш славный род? Кто качает зыбку подрастающего казака? Кто молится за казака, когда тот в походе? Кто врачует ему раны, когда он живым возвращается домой? Кто верно ждёт его всегда? Кто берёт в руки оружие, когда приходится давать отпор внезапному врагу? Женщина – жена.

Саблю, лошадь и жену не продам я никому.

Учи жену без детей, а детей без людей

Не тот счастлив, у кого много добра, а тот, у кого жена верна.

Слайд 23. Про мать.

В казачьих семьях всегда почитали старших, особое отношение было к матери. В православный праздник «введение в храм Пресвятой Богородицы» 4 декабря у казаков появился обычай поклоняться матери-казачке. По сути это был первый женский праздник в России.

Нет такого дружка, как родная матушка.

Сердце матери лучше солнца греет.

Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.

Материнская молитва со дна моря подымает.

Слайд 24. Базовая ценность у казаков была – семья.

Жених и невеста прилюдно давали друг другу обещания на казачьем Кругу, и с народного согласия рождалась новая семья. Главными ценностями казачьей семьи являлись — авторитет родителей, чувство супружеского долга, честь семьи, личная ответственность родителей за воспитание детей. В казачьей семье на конкретных примерах воспитывалось истинное понимание таких жизненно важных категорий, как «совесть», «честь», «добро и зло», «правда и ложь», «любовь и уважение», «свобода и ответственность» и др.

Казачьему роду нет переводу

Семья без детей, что цветок без запаха

Сын да дочь, день да ночь, сутки полны

Кто родителей почитает, тот во век не пропадает

Родительская любовь крепче каменных стен

Слайд 25.

Детей в казачьей семье, в сравнении с русской крестьянской семьёй, было меньше, поэтому они всегда были любимцами.

В казачьих семьях воспитывали такие качества, как уважение к старшим, духовность.

Мальчиков с детства воспитывали как настоящих воинов, их готовили к военному делу с колыбели.

Для девочки-казачки особо важно было красиво петь и плясать. А также быть хорошей хозяйкой, умеющей выполнять всю работу по дому.

Казаки к чужим детям относились, как к своим, «чужих детей не бывает» — говорили казаки.

Мальчик — родился на подмогу, а девочка — на потеху

Мал золотник, да дорог

Казак на коня садится, а его невеста на свет родится

Ребенок, что воск, что хочешь, то и сольешь

В каждой избушке, свои игрушки

Слайд 26.

Как и все дети на свете, казачата любили играть, у них были игрушки, в основном самодельные.

Кто в куклы не играл — тот счастья не видал.

Первый ребенок — последняя кукла.

С куклами возиться – бытию учиться

Куколка народная – чудо из чудес!

Нет тебя пригожее и милее нет.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Надо казаком родиться, чтоб весь век судьбой гордиться!

Загадки о городах Краснодарского края:

Мы едем,и тёплый морской ветерок
Освежает нам лица,
А вот и город:
Здесь пляж песчаный, мелководье,
А ребятишки тут и там.
Вот катер и народ у трапа,
А городок этот — … (Анапа).

Берег лимана, раздолье степное
Море и солнце – всё под рукой,
С самого детства такое родное,
И на душе благодать и покой.
(Ейск)

Загадки о городах и станицах Краснодарского края:

Станица

Моя любимая станица,
Меня зовут твои поля!
И остается лишь молиться,
Чтоб ты по прежнему цвела.
Твоя волшебная природа
Всегда манит меня к себе.
И, несмотря на время года,
Стоишь ты в дивной красоте.
Моя любимая станица,
Горжусь, что здесь я родилась!
Твоя сирень мне часто снится…
Здесь радость жизни началась.

Краснодар

Земля — большой и круглый шар,
На нем есть город — Краснодар,
Где расположена и школа и наш дом,
Где с мамой, папой и друзьями мы живем!
Березки есть, есть ивы, тополя,
Растит их всех кубанская земля!
У нас есть очень интересные места,
Мила мне Краснодара красота!
Вот чище всех и самая прекрасная
Главная улица города — Красная,
Надо вам книжку купить — чего проще,
Есть книжный рынок в нашей Первомайской роще,
На Солнечном острове много зверей,
Дети, идите, смотрите скорей!
Поет кто громче всех — оставьте спор,
Вот он — Кубанский Казачий хор!
А это кто отбивает вновь гол?
Желто-зеленые! Мы пришли на футбол!
Есть много интересного у нас,
Про все мне и не рассказать за раз.

Краснодар

Берегом Черного моря
Шли на Кубань казаки.
Казачья смекалка, молитва и слезы
Через Дон помогли переправу найти.
От Кубани бурливой до Еи спокойной
По указу царицы приняли дар.
Войско создали, укрепили границу,
Построили город Екатеринодар.

Новороссийск

Горы. Море. Корабли.
Воинская слава.
Непреклонный исполин –
Сильная держава.
Нападений не хотим
С воздуха и с моря.
Зря соседям не грозим,
О пустом не споря.
Адмиралы много лет
Крепость возводили,
Символ славы и побед –
В память заложили.
Эта память сотни раз
Выручала город.
Жаль, что мирный день и час –
Козырь ратных споров.
Продолжение былин.
Воинская слава.
Порт. Защитник. Исполин.
Сильная держава.
(Людмила Максимчук)

Сочи

Чем наш город знаменит?
Что в нем есть хорошего?
Тем, что в нем волна звенит,
Словно бьет в ладоши.
И с антеннами дома,
Как киты с фонтанами.
Красных крыш кутерьма…
Стройки с жирафами-кранами…
Солнцем залиты дома,
Жмурятся,
Пальмы, листья распушив,
Кружатся.
Приезжайте в гости к нам.
Рады будем вам!

Туапсе

Туапсинский дворик —
игрушечный такой.
Синее Черное море
прямо под рукой.
Гребешками играя,
волны о берег бьют.
И это зовется раем,
и я живу в раю.
Вы знаете раю цену?
О, она высока,
как вздымающиеся из пены
скалистые берега.
И, южным солнцем полнясь,
бьющим через край,
я никогда б не понял,
что такое рай,
если б передним краем
сам бы не шел под огнем,
помня об этом рае
и украдкой грустя о нем.

Булат Окуджава, 1960

Кропоткин

Там, где перелески, там, где перекат
На большой дороге, над Кубань-рекой
Город наш столетний, город наш заветный
Город наш Кропоткин, город трудовой.

Мы живем здесь дружно братскою семьей
К светлому шагая,
Мы его возводим нашими руками
Потому такой он вечно молодой.

Пусть проходят зимы, пусть проходят весны
Протекают годы солнечной страдой
Город наш столетний, город наш зеленый
Город наш Кропоткин самый дорогой.

Кропоткин, Кропоткин – наш город родной
Гудки паровозов и след голубой
Лучистое солнце встает над тобой
Гордимся, Кропоткин, твоею судьбой!

Город Кропоткин стоит на Кубани
Зеленью пышной одет
Улицы, площади, скверы, фонтаны
Жизнь украшают людей.

В городе любят трудиться
С утра на работу спешат
А в детских садах голоса ребятишек
Звонче звонков звенят.

Главную улицу города
Красной назвали не зря
В праздничный день алым цветом
Сияет она, как заря.

Растут новостройки в районе
Становится город большим
Для нас Кропоткин любимый,
Будет всегда наш родным.

Тихорецк

Люблю я тень твоих садов
И этот воздух синий-синий,-
Один из малых городов
Моей красавицы-России.
Прекрасен город мой весной,
Прекрасен осенью и летом,
И под вишнёво-нежным цветом,
И под тумана пеленой.
Степные вольные края
Как мне гордиться вами надо,
Мой Тихорецк! Судьба моя
И в жизни лучшая награда!
(Генрих Ужегов)

Геленджик

Солнце вышло из-за тучек,
Протянуло тёплый лучик,
Моря Чёрного коснулось,
Добрым людям улыбнулось:
«Здравствуй, город-городок,
Шёпот волн, морской песок.
И откуда ж ты возник,
Тёплый город Геленджик?
Я любуюсь, как дельфины
Над волнами сушат спины,
Как кружат над морем чайки —
Говорливые всезнайки».
Солнце с городом простилось
И за море опустилось,
Чтобы утром вновь вернуться,
Добрым людям улыбнуться.

(В. Шварц)

Темрюк

Городок небольшой на Кубани,

Островок он на синей воде.

Сердцу милый, судьбою мне близкий —

Я такого не встретил нигде.

Темрюк городок на Кубани.

Темрюк — лиманы вокруг.

Темрюк — рыбацкий здесь труд.

Азовские дали, сады, виноград

И чайки кружат над волнами.

В старину основали наш город,

Предки дрались за землю его.

Казаки умножали богатства,

Добиваясь, умело всего.

Где б я ни был, к тебе возвращаюсь,

Слышу моря призывный я звук

И прославить тебя постараюсь —

Моя родина — город Темрюк!

(Яков Журавель)